23 марта 2019 года в концертном зале Кировского колледжа музыкального искусства имени И.В. Казенина состоялся заключительный этап Областной олимпиады по сольфеджио. Рассказать о ней любезно согласился преподаватель колледжа, председатель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки», член Союза Композиторов России Станислав Геннадьевич Хусаинов.
— Станислав Геннадьевич, скажите, пожалуйста, как Вы считаете, какую роль играют олимпиады в профессиональном воспитании юных музыкантов?
— Олимпиада, в первую очередь, это способ самим участникам проверить свой уровень знаний по теоретическим дисциплинам, неважно, сольфеджио это или музыкальная литература. Причем, проверить свой уровень именно в экстремальных условиях. Олимпиада — это своеобразный марафон, ведь заданий много, а они все разные…
— Как давно в стенах нашего учебного заведения проводится олимпиада?
— Олимпиада проводится уже довольно долгое время, но был промежуток в пару лет, когда ее не было. До этого она ежегодно организовывалась Татьяной Аркадьевной Скурихиной. Олимпиады проходили для разных уровней, для младших и средних классов. Сейчас, с новыми нормами, трудно следить за этим в школах, ведь одним и тем же может считаться и шестой, и восьмой класс.
— В чем заключается цель проведения олимпиады?
— Помимо проверки навыков учащихся, это, конечно же, потенциальные абитуриенты. Лауреаты олимпиады получают право досрочной сдачи экзамена при поступлении в колледж. Причем эта возможность действует и на следующий год: если учащимся необходимо доучиться в школе, они все равно смогут поступить к нам позднее, не сдавая экзамен по сольфеджио.
— Как готовились задания к олимпиаде? Какими они были?
— Это достаточно веселый процесс. В этом году мне было проще, потому что у меня остался список заданий с прошлого года. Конечно, я учел некие трудности, неточности. Заданий много, но они достаточно традиционны. Сложность в том, что сольфеджио — это процесс интонирования, вокальности, а проверить слух мы не имеем возможности: задания для всех письменные. Поэтому вся проблема заключается в том, чтобы олимпиада по сольфеджио была именно по сольфеджио, а не по теории музыки. В работах было несколько теоретических заданий, поскольку музыкальная грамота входит в предмет «сольфеджио», но они составляли небольшой процент. Большинство заданий были основаны на работе внутреннего слуха.
— Какие задания, на ваш взгляд, вызвали наибольшее затруднение?
— В этот раз, по-моему, самое сложное было задание на сочинение музыки. Нужно было досочинить предложенный фрагмент. И здесь внутренний слух должен был работать на полную катушку. Нужно на увиденные, услышанные гармонии наложить свою мелодию, которая должна быть достаточно выразительной. Это трудно, но в нескольких работах получилось довольно хорошо. Иногда участники начинают искать сложности там, где все достаточно просто.
— Сколько было участников? Из каких музыкальных школ?
— Всего в олимпиаде принимало участие 34 учащихся из школ города и области: Суна, Вахруши, Стрижи, Лебяжье, Лянгасово, Свеча, Советск, Мурыгино, Кирово-Чепецк и Омутнинск.
— Как вы оцениваете уровень подготовки участников?
— Я постоянно ожидаю результаты выше, чем получается. Мне кажется, что я всегда делаю очень простые задания. В прошлом году мне сказали, что было сложновато, но, тем не менее, есть люди, которые справляются буквально со всеми заданиями, с минимумом потерь. Могу сказать, что многим участникам не хватает концентрации, им необходимо умение держать внимание на достаточно долгом уровне. Очень четко было видно: кто-то справился с одной половиной, кто-то с другой. Кто-то не мог справиьтся с волнением в первой части, зато все идеально сделал во второй. Видно, что некоторые учащиеся в процессе обучения делают акцент на теоретические знания, но когда дело доходит до практики — возникают сложности, и они оказываются в минусе. Конечно, с заданиями справились далеко не все, но раз они приехали сюда, то в своих школах они самые способные и музыкальные. Это уже хорошо. И хотелось бы отметить, что большинство участников составляли не пианисты, как это бывает чаще всего, но и представители народных инструментов: домра, баян и так далее.
— В ходе олимпиады возникали ли какие-нибудь неожиданные события?
— В этот раз все проходило довольно тихо и мирно.
— Кто входил в состав жюри?
— Помимо меня в состав жюри входили Россохина Наталья Васильевна и Запольская Ксения Дмитриевна, преподаватели теоретических дисциплин колледжа. Пока шла олимпиада, Наталья Васильевна все время провела с преподавателями, в отдельном кабинете. Они разобрали все задания, все просмотрели. Преподаватели остались довольны тем, что задания были именно по сольфеджио, а не по теории музыки.
— Что вы можете сказать о победителях олимпиады? Планируют ли они продолжать дальнейшее музыкальное обучение, но уже на профессиональном уровне?
— В этом году у нас есть человек, который справился практически со всеми заданиями. Это Слобожанинов Кирилл, получивший Гран-При, из «Детской школы искусств» поселка Кумены (преподаватель Ольга Леонидовна Салтыкова). Два человека к нам точно поступят: они ходят на курсы и уже сдали сольфеджио.
— Вы хотели бы что-нибудь поменять в проведении олимпиады? Может быть, внести что-то новое?
— Конечно, изменения нужны и они будут.
Интервью подготовила Милена Окишева,
студентка IV курса отделения «Теория музыки»
Научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей