21 февраля 2019 года в концертном зале Кировского колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина прошёл концерт духового оркестра. В концерте прозвучала очень интересная программа, которая вызвала горячий отклик слушателей. После концерта мне удалось побеседовать с руководителем этого коллектива, Заслуженным работником культуры РФ Владимиром Ивановичем Семишкуром.
— Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, как родилась идея проведения концерта?
— Во-первых, наши студенты должны постоянно выступать на сцене перед публикой, получать практику. Когда они играют с оркестром, а не с концертмейстером, это — дополнительная ответственность, более высокие требования к подготовке.
Во-вторых, мы участвовали с программой прошедшего концерта в конкурсе «Виват, Студент», который проходил в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве, и получили там звание дипломанта. Это было отличной школой для оркестра. Они действительно приобрели бесценный опыт, мудрость в соревновании с другими коллективами из Белоруссии, Москвы, Петербурга, Казани, Владимира. Понимаете, когда коллектив засиживается где-то на одном месте и не показывается, он немножко деградирует, остывает. Концерты должны проводиться регулярно. Это как чайник: когда он закипает, в нём скапливается пар. Этот пар нужно выпускать. Творческая энергия должна выпускаться в публику, а если этого не происходит, то организм, коим является оркестр, загнивает в собственном соку. Вот это нужно понимать.
И потом, мы, как учебное заведение, должны не только обучать своих студентов, но и работать на наш Вятский край, вести просветительскую деятельность. Это наш профессиональный долг.
И есть ещё одна цель, которую мы преследуем. Нас просто в последнее время не видят. Развлекательные формы искусства, естественно, более востребованы, а просветительские отодвинуты на задворки и вообще даже позабыты, поэтому нужно обязательно их восстанавливать и держать на определённом уровне. Мы всегда хотим это развивать, расширять сотрудничество, заключать договоры с общеобразовательными школами, техническими средними специальными учебными заведениями, вузами. Нужно очень тонко вести политику, ну а нам — как можно шире развиваться в практическом направлении и выходить на широкую аудиторию.
— По какому принципу Вы выстраивали программу и подбирали репертуар?
— У нас в колледже существуют академические концерты, на которые выносятся определённые произведения. Если эти произведения интересны, если у студентов уже что-то получается, то я предлагаю им сыграть с оркестром. Более того, у нас на третьем и четвёртом курсе есть такой предмет, как оркестровка, то есть переложение произведения, аккомпанемента, клавира на большой оркестр. И мои студенты это делают. Я тоже очень много занимаюсь оркестровкой, и поэтому у нас ширится репертуар вот таких сольных произведений с духовым оркестром. Если нам понравится какое-то произведение, мы его сразу оркеструем, предлагаем солисту сыграть.
Конечно, влияет на репертуар и какие-то большие события, например, день рождения, юбилей какого-то композитора. Вот сейчас, например, нам предложили делать отчётный концерт колледжа исходя из того, что 2019 год объявлен годом театра. Для этого концерта нужны какие-то театральные номера, и мы будем в этом направлении работать. Скорее всего, что-то духовой оркестр сделает с хором, возможно, кантату С.Прокофьева «Александр Невский».
— Какие задачи ставились на репетициях?
— Дело в том, что оркестр – это огромный коллектив, состоящий из определённых групп: групп аккомпанемента, басовых, подголосочных, основной мелодии, контрапункта. И все эти группы должны чувствовать друг друга, объединяться и работать в одном ключе. Там и чистота интонации, и штриховая палитра, и характер музыки, и уровень исполнения. Здесь перед оркестром стоит очень много задач и нужно по группам всё это сделать отдельно, чтобы оркестранты знали, что они делают. С другой стороны, в этих группах сидят и первокурсники, и четверокурсники. Одни что-то могут, другие — нет. Нужно уметь не только технически дорасти, но где-то и просто притереться так, чтобы не мешать и не портить общий вид этой группы. Кроме того, очень важно именно оркестру представить, перед кем они будут играть, перед детьми или перед взрослыми людьми. И тогда уже совершенно разные задачи ставятся перед исполнителями. Раскрывать художественный образ, с чем они выходят.
И есть ещё сверхзадача: зачем музыканты выходят с этим репертуаром и что они должны оставить в душах людей, которые пришли их слушать? Ведь люди должны уйти уже с каким-то багажом. И этот багаж должен принести им пользу в жизни. И неважно, первокурсники это или четверокурсники, они всё-таки должны понимать, что они делают на сцене.
— Как происходит настройка студентов в оркестре на концерт?
— По-разному. Здесь нужно иметь в виду несколько направлений. Во-первых, акустическая настройка. Если мы попадаем в какой-то незнакомый зал, то ребята теряются, и всё может рассыпаться. Акустическая настройка обязательно должна быть. Потом, физическая настройка. Если нужно играть большой концерт, то студенты просто могут не выдержать не только физически, но и умственно устать. Нужно, чтобы весь объём музыки они могли удержать и довести до конца. В концерте бывают ещё свои кульминационные моменты, спады и так далее. Это тоже продумывается руководителем. И конечно, должен быть хороший эмоциональный настрой. Это выстрел. Я им всегда говорю: «Мы как сапёры. Даже спортсменам дают три попытки. У нас одна. Один выстрел. Или мы проходим, или мы взрываемся, и о нас никто больше не вспомнит и не придут».
Есть иногда такие концерты, когда я слушаю какие-то коллективы, и не понимаю, что они делают. Они так выступают, что потом никто не только на их концерты не будет ходить, но и на концерты других коллективов. Скажут, а музыка- это вообще что такое? Понимаете? И это ужасно. То есть существуют люди, которые убивают искусство и убивают желание у людей к искусству приходить. И вот это очень страшно. И нужно всё делать для того, чтобы таких концертов не было. Я всегда задаю себе вопрос: «А они придут в следующий раз, слушатели?» И вот если отвечаешь, что придут, это значит, что концерт хорошо прошёл.
— Когда можно вновь услышать выступление вашего оркестра?
— Через месяц. Совершенно новая программа под названием «Если звёзды зажигают». Цель такая: в музыкальных школах есть звёздочки, они могут уже быть лауреатами каких-то школьных, районных, областных конкурсов. Мы их выискиваем, даём задание их педагогам, чтобы они нам предоставили клавиры, делаем оркестровки, приглашаем этих звёздочек из школ, и они играют с нашим оркестром. Во-первых, это большая радость для родителей, что их дети уже играют с большим оркестром. Во-вторых, это преодоление себя, подъём на новую планку, когда такие детки уже что-то могут воспроизвести на большой сцене и порадовать слушателей. И вот здесь зарождается уже любовь к своей профессии и желание посвятить ей свою жизнь.
— Как вы считаете, какова цель Вашей профессии музыканта, работника искусства, преподавателя?
— Когда начинаешь с ребятами говорить по поводу нашей профессии, я часто слышу какой-то непонятный и невразумительный лепет. Чем занимается работник искусства? Он простраивает храмовость в душах людей. А что такое храмовость? Это иерархия ценностей. Сейчас везде развлекаловки, но когда у человека уже построена храмовость, он на эти вещи не отвлекается. Это такая стройная пирамида с увесистым основанием. И сейчас очень важно, чтобы у молодых поколений такое основание было. Вот этим и надо заниматься. И у работника искусства есть все инструменты в руках, чтобы достучаться до слушателей.
Я однажды пришёл в одну школу и встретился с завучем по воспитательной работе. Уже пожилая вроде бы женщина. И я говорю: «Давайте мы выступим у вас бесплатно с концертом-экскурсом «От мультика до оперы». Она сказала: «Это что, классика? Двадцать первый век. Кто пойдёт на вашу классику? Вот детки бегают. Попробуйте загнать их в вашу классику». Представьте себе, учитель хоть бы посмотрел в словарь и увидел: «Классика – это «образец». Как можно без образца выходить к ученикам? Понимаете, она считает, что классика – это что-то нафталинное, позапрошлый век, а сейчас уже другие формы, интересы. Всё начинается от классики, от образца. Образа – это иконы. На них молятся, с них пример берут. Чему может научить такой учитель? У меня сердце сжимается от страха, когда я думаю: «Неужели у нас есть такие учителя?!». И вот этот страх заставляет меня рано вставать, делать оркестровки, работать с оркестром, выходить на сцену привлекать слушателей, чтобы они формировали иерархию ценностей в своих душах. Вот это и есть самая главная наша цель.
Интервью подготовила Гущина Виктория, студентка
IV курса отделения «Теория музыки»
Научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей