В каждом городе существуют имена музыкантов, которые известны всем любителям музыки. «Звучащее» имя есть и в городе Кирове, это Кирилл Запольский. Всего лишь стечение обстоятельств подарило городу талантливого скрипача, всецело любящего своё дело и готового бескорыстно и искренне дарить музыку. Яркий темперамент в сочетании с безупречной техникой, поэтичность и прочувствованность интерпретаций – основные качества исполнительской манеры этого музыканта. Каждый звук, извлекаемый из инструмента, скрипач по-своему наполняет смыслом.
Кирилл Запольский, уроженец города Заречный в Пензенской области. Он рос не в музыкальной семье. Родители отправили в музыкальную школу, чтобы чем-то занять ребёнка. Сначала предложили фортепиано, но в то время не каждая семья могла позволить себе приобретение этого инструмента. Тогда зашли в следующий класс и предложили случайный инструмент. Кирилл вспоминает из детства небольшой диалог:
— Хочешь играть на скрипке? – спросили его.
— Хочу.
— Ну, давай…
С этого всё и началось.
После музыкальной школы Кирилл окончил Пензенское музыкальное училище. Затем он год учился в московском институте культуры им. А. Шнитке. В Москве Кирилл в какой-то момент ощутил состояние внутреннего кризиса: «Я пришел на вокзал, посмотрел на табло и увидел надпись «Нижний Новгород» и уехал туда», – говорит сам музыкант. Приезд в новый город означал поступление в государственную консерваторию (академию) им. М. И. Глинки. Но в день приезда приём документов уже был закончен. Музыкант не растерялся и выяснил, что струнники сдают экзамен с утра, нашел телефон ректора, позвонил ему и утром следующего дня играл экзамен. В таких ситуациях понимаешь, что никогда не знаешь, что тебя ждёт впереди. Ведь Кирилл Запольский мог там не появиться и не встретить свою жену Ксению Запольскую, а впоследствии не приехать в город Киров.
В 2007 году, закончив обучение в консерватории по классу скрипки у профессора Л. В. Лукьяненко, Кирилл продолжает учёбу в аспирантуре. Во время учебы он вел активную исполнительскую деятельность: гастролировал как солист, ансамблист, артист оркестра во многих городах России и Европы. Опытный концертант является лауреатом международных и всероссийских конкурсов, а также участником многочисленных российских и международных исполнительских концертов и фестивалей различного масштаба.
Осознанное и продуманное решение связать свою жизнь именно со скрипкой пришло не сразу. В 2011 году музыкант приехал в Киров вместе со своей будущей супругой, выпускницей нашего колледжа и нижегородской консерватории, музыковедом Ксенией Анатольевной. До этого момента около трёх лет скрипка лежала где-то на шифоньере, в то время как Кирилл пробовал себя на разном поприще. Дворник, кассир в ресторане «Макдоналдс», официант, бармен, логист, грузчик, разносчик газет и другие профессии постоянно сменяли друг друга. Кирилл даже мечтал попасть в касту «белых воротничков» — стать офисным работником – или каким-нибудь «старшим начальником младшего советника». Большинство из молодых людей в будущем ждёт именно этого – звена в цепи. И это не всегда плохо. Однако, любой человек, который хочет творить, может заниматься музыкой, закончить колледж, забросить это дело и пойти в бухгалтеры, а через двадцать лет ему снова захочется стать музыкантом. Именно музыкальное творчество является для Кирилла настоящей самореализацией.
Кирилл говорит, что вопрос создания чего-то своего, одновременно связанного с традицией – культурой, менталитетом, выявлением своих собственных интересных сторон личности – это чрезвычайно важная задача, которую должен ставить каждый молодой человек от пятнадцати до тридцати лет.
По приезду в Киров Кирилл искал работу и «вспомнил», что у него есть диплом консерватории. В филармонии узнал контакт двух дирижеров: Валерия Александровича Раевского и Константина Александровича Маслюка.
Константин Александрович сразу сказал, что в оркестре мест уже нет, а Валерий Александрович предложил встретиться. Раевский произвёл на Кирилла большое впечатление. Это был великий человек и великий дирижер: «Это очень умный человек с недюжинным интеллектом. Как он выходит к оркестру, как он поднимает руки, как говорит слово – всё было особенным». И в первый рабочий день скрипач пошёл не в банк – на альтернативную работу – а в симфонический оркестр в вспомогательный состав. На восприятие нового дома – города Кирова – в большой степени повлиял Раевский. Многие вещи, которые дирижёр говорил оркестрантам и самому Кириллу Запольскому стали для него определяющими. Киров сильно полюбился музыканту.
В тот же год появилась ещё одна работа – педагог в кировском колледже музыкального искусства им. И. В. Казенина. Профессия педагога – это профессия, требующая педагогического таланта и особого процесса мировосприятия. Педагог как служитель монастыря– в определённый момент он отказывается от собственного «я» и начинает отдавать самого себя, свой опыт. Кирилл рассказывал студентам, что их ждёт после училища, потому что они смутно представляли взрослую жизнь музыканта. «Мне хотелось их подготовить к этой жизни», – говорит скрипач – «эта работа дала мне огромный опыт, за который я очень благодарен».
На сегодняшний день Кирилл Запольский занимается в основном только концертной деятельностью и выступлениями, которые отнимают всё время, так как концертов очень много. В месяц может получаться от двадцати до двадцати четырёх концертов – это почти каждый день! Поэтому с таким графиком сложно совмещать музыканту еще что либо. Профессия исполнителя-музыканта не очень весёлая – она связана с напряженным трудом. Репетировать, готовить концерты, выступать – это простая формула, но очень объёмная. Нужно подготовить любой концерт, потратить большое количество часов.
Кирилл сравнивает игру на скрипке с чудом фокусников или с перепрыгиванием спортсменом высотной планки. На концерте каждый раз возникает ощущение, будто ты ставишь какой-то рекорд или ты словно фокусник: «Я до сих пор иногда не верю, что я играю на скрипке. Это невероятно сложно. Я выхожу на сцену и часто думаю: «Неужели я сейчас буду играть на скрипке?».
Существует выражение: «Тот герой, кто заслужил искренние аплодисменты публики». И в некотором смысле Кирилла Запольского мы можем назвать таким героем. Кирилл говорит: «Я дошел до той степени, когда я «переполнился», и, занимаясь музыкой, свой опыт отдаю людям. И я очень рад, когда вижу у публики понимание того, что я делаю. Я такой, какой есть, не скрывая от публики ничего, не примеряя маски».
Как считает скрипач, в любом месте, где бы ты ни оказался, всегда найдёшь себе применение, точку опоры и возможность для самореализации. В этом он видит свою миссию здесь, в городе Кирове. «Я хочу выглядеть и говорить так, чтобы некоторым хотелось на меня равняться. Я хочу создать идеальную семью. Я хочу прожить жизнь так, чтобы обстановка вокруг меня изменилась, она меняется и я действительно счастлив», — искренне поделился музыкант.
Кирилл Запольский – солист Вятской областной филармонии, Концертного зала органной и камерной музыки в Александровском костёле, концертирующий музыкант на всевозможных концертных площадках области и города. Это музыкальный колледж им. И. В. Казенина, музыкальные школы, выставочные залы, музеи, библиотеки, санатории и другие места, где есть место музыке. Скрипач сотрудничает с разными творческими коллективами и приезжими музыкантами. Также он играет в группе певицы Людмилы Аникеевой. Пианист Андрей Сандалов, вокалистка Людмила Аникеева и Кирилл Запольский исполняют различную музыку – классическую и неклассическую.
Сегодня Кирилл Запольский – один из самых востребованных музыкантов города Кирова и желанный гость любого творческого мероприятия.
Творческий портрет Кирилла Запольского выполнила студентка IV курса отделения «Теория музыки» Мария Пешнина. Класс музыкальной критики Тарасовой Г. Я.