Музыкальная школа Кировского колледжа музыкального искусства И. В. Казенина существует уже 28 лет. Первым директором школы стала Татьяна Сергеевна Перминова, преподаватель класса специального фортепиано. Потом были Галина Анатольевна Лыскова, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,Наталья Николаевна Суслова – это всё преподаватели нашего колледжа.
Последние десять лет начальное звено колледжа возглавляет Татьяна Викторовна Яковлева. Она ответственна за ведение документации всей школыи организационной деятельности как руководитель,а также Татьяна Викторовна совмещает функции преподавателя ведёт класс домры, начиная с малышей музыкальной школы и заканчивая студентами колледжа.
Некоторые особенности её многофункциональной работы мы узнали из интервью. Также Татьяна Викторовна поведала в целом о своей профессии и о творческой жизни музыкальной школы.
— Татьяна Викторовна,кто Вам предложил возглавить музыкальную школу? Это было Ваше личное желание?
— Нет, конечно же, нет! Это произошло вообще случайно, и решилось всё без меня. Меня никто даже и не спрашивал. Просто так решил Владимир Григорьевич Боев, будучи в своё время директором колледжа: «Всё, приступайте к работе». И что мне оставалось делать? Только принять его решение.
— Как Вы полагаете, какими качествами нужно обладать заведующей музыкальной школы?
-Прежде всего, великим терпением и выносливостью, потому что нужно каждого не только выслушать, а главное — помочь. Зачастую бывает в один момент нужно ответить на телефонный звонок, проводить урок, срочно поработать с документами, приходят преподаватели, ответить на вопросы родителей… Вот такая карусель. Приходят взволнованные родители с какими-то порой пустяковыми вопросами, и приходится быстро принимать решение. Выручают знание, опыт, практика. Мгновенно ищешь варианты разрешения сложных конфликтных ситуаций, которые могут успокоить родителей и родственников учащихся. Главное – сохранить ритм учебного процесса, чтобы работа шла без волнений и стрессов, чтобы ребёнку было комфортно. Нужно, чтобы педагог знал, что он работает в правильном направлении, что родители с ним в полном понимании учебного процесса. Здесь важен заинтересованный контроль родителей, ребёнок должен понимать, что требуется от него.Вот когда сойдутся все стороны этого треугольника – ученик, преподаватель, родители –только тогда в процессе обучения состоится гармония понимания и взаимоотношений.
— Какие самые сложные вопросы приходится решать в работе?
— Порой родители, не понимая специфики процесса, начинают диктовать нам, вмешиваться в учебный процесс. Специфика индивидуальных занятий своеобразна, а родители, привыкая к методу поточной работы с большими группами, с классами, переносят эту работу на индивидуальную. Другая сторона – это когда родители не интересуются учебными делами, не помогают детям и считают, что и воспитанием, и обучением должны заниматься преподаватели школы. Наша задача, стоящая перед педагогическим коллективом – всестороннее развитие ребенка, это не только умение владения инструментом, но и овладение знаниями по другим дисциплинам: музыкальной литературе, сольфеджио, музыкальной информатике и т. д.Кроме обязательной учебной программы для формирования гармонично-развитого музыканта необходимо посещение концертов, мастер-классов, различных мероприятий, выступления на конкурсах. Родители порой напрямую заявляют: «Мой ребёнок там не играет, мой ребёнок там не участвует, и мы тоже не пойдем на мероприятия». Порой с этой ограниченностью тоже приходится бороться.Момент выступления детей на сцене волнителен и ответственен,момент, когда они выносят на суд зрителей свое мастерство не только как исполнителей, но в полном смысле слова – музыкантов. И тем, кто не выступает, а сидит в зрительном зале нужно учиться переживать, наблюдать, вбирать в себя сценическую и исполнительскую культуру, а этому без посещения различных конкурсов, концертов и т.д. – не научишься.
— Что помогает разрешать проблемные ситуации в процессе работы?
— Опять же терпение, внимание, улыбка и доброжелательность, потому что какой бы ни пришел человек – взволнованный, тревожный, загруженный своими проблемами –приветливая улыбка и доброе отношение всегда меняет ситуацию. Для совместной работы по обучению и воспитанию детей большую роль играет информированность родителей, они должны быть всегда в курсе любых событий и изменений, а для этого мне приходится очень часто и много общаться с ними по телефону. Когда они приходят в школу, стараюсь со всеми переговорить, просто даже спросить: «Как дела у вашего ребёнка? Всё ли у вас хорошо?».
— Поделитесь самыми интересными моментами, которые приносят большую радость в Вашей работе.
— Самое интересное, это когда есть результат работы с детьми. Когда классная работа выносится на сцену, на экзамен, на открытые выступления, то их итоги бывают совершенно разные. Ты планируешь одно, ребёнок выдаёт другое – иногда их выступления непредсказуемы, ведь в силу своего психического, внутреннего настрояон не может совладать с волнением.А когда всё получается, это самый радостный момент в работе.
— Как часто ученики ДМШ участвуют в различных фестивалях и конкурсах города и области, какие у них достижения?
— При понимании педагога, что ребёнок уже готов выступить на каком-то конкурсе, фестивале, ограничений не возникает, поэтому участие только по желанию ребёнка и педагога. Дети активно принимают участие участвуют ребята в конкурсах и фестивалях различного уровня.А уж если участвуют в конкурсах, то непременно становятся Лауреатами и Дипломантами.
-В каких мероприятиях ученики школы активно проявляют себя?
— У нас есть традиционные школьные мероприятия.Ребята принимают участие в музыкальных проектах и с вятским камерным оркестром Константина Маслюка, и с большим симфоническим оркестром им. В. А. Раевского, и с народным оркестром им. Ф. И. Шаляпина с дирижером, Заслуженным артистом РФ А. Н. Чубаровым. В прошлом году в серии симфонических концертов выступали скрипачи и флейтисты. Очень много ребят задействованы в Александровском костёле на различных проектах и концертах.Огромное количество концертов с участием наших учеников проходит в библиотеках: А. И. Герцена, А. С. Пушкина, в детской библиотеке А. С. Грина. Ученики выступают в музеях, таких, как музей братьев Васнецовых, а в общеобразовательных школах выступлений не счесть, так как ни одно мероприятие в школе не проходит без участия ребят. Они являются и режиссёрами,и организаторами концертов, и активными исполнителями – все мероприятия обязательно проходят с их участием.
— Какие мероприятия можно посетить в вашей школе?
— У нас сложились традиционные мероприятия, которые проходят из года в год практически в одно и то же время учебного года, к примеру, «Посвящение в музыканты», «Знакомство с музыкальными инструментами» для детей подготовительного класса, фестиваль«Играем вместе», в котором принимают участие в различных составах ансамбли и дуэты учащихся всех отделений и даже семейные ансамбли, ведь в нашей школе много музыкальных династий. К 8 марта мы традиционно готовим праздничный концерт. А в последние годы мы начали проводить фестиваль для общего курса фортепиано, который помогает подтянуть и заинтересовать детей, занимающихся на одном инструменте и получающих образование на втором. Отчётные концерты– это своеобразный отчет работы школы за год,представление на суд зрителей исполнительского уровня учащихся. Мы стараемся вывести на сцену практически всех детей в том или ином качестве, нов большей части всего концерта выступают дети старших классов. Это достойный пример детям младших классов, они наглядно видят результат, то к чему нужно стремиться и чего они могут достигнуть, этохороший заряд вдохновения.
— Расскажите о преподавателях своей школы.
— У нас много педагогов, которые работают и в школе, и в колледже – это Лидия Робертовна Введенская, Фаина Ильинична Боева, Оксана Викторовна Шапошникова, Наталья Юрьевна Рябенкова, Наталья Васильевна Россохина, Елена Анатольевна Бушмелева – очень много… можно почти весь коллектив назвать, в нём около пятидесяти человек. Педагоги работают очень давно, поэтому в школе держится высокая планка уровня образования. Большую значимость в учебном процессе имеет педагогический коллектив, его опыт, образованность,общий интеллект. Большим плюсом является то, что у нас школа при колледже, благодаря чему выстраивается многоступенчатая возрастная лестница.Когда к нам приходят детишки пяти лет, они уже видят и слышат,как студенты играют, общаются, выступают,слушают, что они играют и как занимаются на инструментах не только в классах, но даже в коридорах. Выпускникам нашей школы учиться легко,так как они имеют более глубокую профессиональную подготовку по всем дисциплинам.
-Бывают такие моменты, когда ученик начинает лениться и не хочет заниматься. Как его заинтересовать в занятиях?
-У каждого педагога есть свои рецепты. Какие я могу предложить…Всегда нужен метод убеждения, присутствие воспитания, потому что «хочу — не хочу»-это просто слова, но они должны быть чем-то подкреплены.Начинаем разбираться, искать, выискивать причины нежелания и, когда ребенок проговаривает их вслух, он начинает слушать и слышать себя, а затем понимать, что он что-то делает неправильно.Здесь приходиться быть просто психологом, вот и все.
— Какие изменения уже произошли за это время, о которых Вы можете поведать?
— При обучении по семилетней программе мы теряли два года до поступления в колледж.Очень сложно было эти два года удерживать ребят в профессии. Сейчас всё это закреплено в восьмилетних программах обучения, добавлен один год предпрофессиональной подготовки. Преподаватели колледжа отмечают, что дети нашей школы на голову выше своих соучеников других музыкальных школ и их можно спокойно брать уже не на первый курс, а на второй. Мы Первоочередной задачей было приобретение каждому коллективу костюмов,сейчас у каждого коллектива есть «своё лицо». Что ещё могло у нас измениться… Меняется штат — сейчас приходят молодые преподаватели, но «костяк» педагогов, обладающий большим опытом работы в нашей сфере, профессионализмом, остаётся. Они гордость и самая большая ценность коллектива нашей музыкальной школы.
Наш коллектив как одна семья!
Мария Пешнина студентка IV курса отделения «Теория музыки». Класс преподавателя «Музыкальной критики» Г. Я. Тарасовой.