Замечательный музыкант, пианистка Светлана Сергеевна Салопина – преподаватель колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина. Заниматься педагогической деятельностью Светлана Сергеевна начала в далеком 1967 году, будучи студенткой второго курса Свердловской Государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, а в нашем колледже – с 1971 года.
В Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского она училась у И. З. Зетеля – пианиста, дирижера и теоретика. Ученики Светланы Сергеевны, вышедшие из-под ее крыла, работают в детских музыкальных школах, средних учебных заведениях, в музыкальных вузах нашей страны и даже заграницей, продолжая развивать традиции классическойфортепианной школы.
Светлана Сергеевна, когда Вы начали заниматься музыкой?
Заниматься музыкой я начала с 7 лет. Родители у меня не были музыкантами, хотя папа играл на аккордеоне, а мама – на гитаре, и в доме всегда царила музыкальная атмосфера. Взяв за руку, папа привел меня в музыкальную школу города Ирбит. Мне очень понравилось учиться в музыкальной школе. Я буквально «заразилась» ею. Хотя инструмента дома у меня не было, я самостоятельно занималась в музыкальной школе. Улучив любую свободную минутку, я садилась играть за инструмент.
В 6 классе случилось невероятное событие – папа привез домой черное деревянное пианино. Я была абсолютно в восторге! Когда его открыли, как он мне понравился – такой блестящий и красивый! Я очень благодарна своим родителям, что они привели меня в музыкальную школу.
Первые уроки с первым преподавателем, первое знакомство с инструментом навсегда остаются в памяти. Расскажите, пожалуйста, о своей первой учительнице.
Моя первая учительница была Тамара Александровна Телегина, очень строгая. Называла своих учеников только по фамилии. На первом же уроке она объяснила мне материал за первый год. Мне это страшно нравилось. С такими темпами в первом классе я заканчивала сонатиной Ф. Кулау. После этого в музыкальной школе пошел слух: «В школе появился чудо-ребенок!». Немного погодя, Тамара Александровна уехала, и я осталась без учителя. Людмила Григорьевна Балакина– невероятный человек, «сосуд», наполненный музыкой и добротой – взяла меня к себе. Она многое мне дала, многое в меня вложила: развивала во мне музыкальность и музыкальный кругозор, прививала любовь к музыке. В этот период я участвовала в конкурсе, где исполняла «Камаринскую» М.И. Глинки.За I место в этом конкурсе давали картину И.Н. Крамского «Незнакомка». К сожалению, перовое место я не заняла, мне не хватило полбалла, чтобы победить, и в результате картину я не получила. Как я была расстроена, чуть не до слез.
А когда возникло ощущение всерьез заняться музыкой?
Учась в 6 классе, Людмила Григорьевна уехала.На ее место пришла Наталья Александровна Глузман. Именно она первая заговорила со мной о поступлении в музыкальное училище. Как-то она спросила меня: «Ты бы хотела поступить в музыкальное училище?», — я нерешительно отвечаю: «Наверное, да». После этого разговора Наталья Александровна отправляла меня на разные конкурсы, чтобы развить навык концертности, сцены.
Так как я поступала в училище, учась еще в 6 классе музыкальной школы, мне нужно было сдать предметы за 7-8 классы: по специальности я должна была выучить все гаммы и сыграть несколько произведений, а по русскому языку и литературе выучить все билеты. Справившись со всеми заданиями, я поступила в училище в класс преподавателя Исаака Зусмановича Зетеля, ученика великого Г.Г. Нейгауза.
Получается, что Вы «внучка» великого пианиста?
Ну, наверное, так… Училище я закончила с красным дипломом. Потом поступила в Свердловскую консерваторию, учеба мне всегда давалась легко.
Принимали ли Вы участие в каких-нибудь конкурсах?
На последнем курсе консерватории я участвовала в конкурсе имени Л. Бетховена с Первым, Вторым и Четвертым концертами для фортепиано и оркестра. Конкурс транслировали, и в первый раз я играла на «Steinway». Ощущения мои были невероятными, у меня было чувство, как будто играю не я, а кто-то другой.
Последний раз выступала в прошлом году. Я участвовала в концерте, посвященному теме «Жанр миниатюры в поэзии и в музыке». Сейчас в основном выступаю в концертах класса в качестве аккомпаниатора. В прошлом году принимала участие в межрегиональном конкурсе детского и юношеского творчества «Голоса Приволжья».
Продолжаете ли Вы общаться со своими бывшими учениками?
Да, я сохраняю связь со всеми своими учениками. Те, кто работает в детских музыкальных школах, привозят своих учеников ко мне на консультации как будущих студентов колледжа.
Что значит для Вас ваша работа?
Без работы я не представляю своего существования и без музыки жить не могу. Пока я работаю, я живу – пока я живу, я работаю.
Анастасия Овечкина, студентка IV курса отделения «Теория музыки». Преподаватель класса «Музыкальная критика» Г.Я. Тарасова.