Совет №1. Серьезно относимся ко всем дисциплинам, не обращая внимания на их роль (основная или вспомогательная).
Самая распространенная ошибка первокурсников – это невнимательность и непосещение общеразвивающих или неосновных дисциплин, которые на первый взгляд никак не связаны с выбранной профессией. На самом деле для колледжа нет суровых разграничений – обязательный или вспомогательный предмет. Педагоги в любом случае будут оценивать степень усвоения материала, выработку конкретных навыков учащегося. Проходить аттестацию придется по всем изучаемым дисциплинам в одной из форм: зачет или экзамен. Поэтому не стоит пренебрегать одними занятиями и не посещать их, отдавая предпочтение более серьезным или интересным парадигмам.
Именно из-за непонимания роли дисциплины в профессиональном становлении, пренебрежительном отношении к ней более 20% первокурсников не проходят сессию и в перспективе могут оказаться в числе отчисленных. Поэтому посещаемость, внимание к предметам и активность занятиях – важны всегда, независимо от роли и характера осваиваемой науки, ее совместимости с профилем. В конце концов, задумайтесь не просто о банальном образовании, но и о собственной эрудиции.
Совет №2.Учимся конспектировать
Первокурсник как правило старается записать слова педагога на лекции дословно, гонка за его речью. Зачастую новички колледжа или вуза воспринимают лекцию, как диктант. На самом же деле, миссия лекции – прояснить существенные и сложные моменты в рамках конкретной дисциплины или темы. При этом студент должен фиксировать лишь отдельные моменты: термины и определения, формулы, алгоритмы, методики, чтобы в дальнейшем вспомнить детали и воспользоваться ими на практике.
На первых порах первокурсникам сложно конспектировать материал: определить важные мысли и второстепенные моменты, быстро их записать в понятном виде и пр. На первых порах допускается использование диктофона, чтобы затем в более удобных условиях «переработать» новый материал и грамотно его зафиксировать в спокойной обстановке.
Здесь же следует учесть, что некоторые педагоги могут требовать предоставление всех лекций в письменном виде для получения допуска к зачету/экзамену. Поэтому формировать лекции все же придется, если не из-за личной мотивации и подготовки, так на фоне «добровольно-принудительного» воздействия.
Не спешите дословно и детально фиксировать лекционный материал. Используйте в ходе конспектирования всевозможные сокращения: стандартные, общепринятые, понятные только Вам или собственноручно изобретенные. Можно даже изобрести «словарь сокращений» и вести его в конце тетради, а все аббревиатуры использовать повсеместно (на других предметах, семинарах и пр.). Поверьте, скорость конспектирования возрастет в разы.
Совет №3. Учимся дружить
Конечно, во время занятий особо не поразговариваешь и не познакомишься со всеми. Но что Вам мешает совмещать приятное с полезным: во время «переклички», которую педагог, как правило, проводит в начале занятия, запоминать лица и имена, а на переменах просто подходить и знакомиться, общаться, обмениться опытом и интересами?
Чем раньше Вы изучите свое окружение, тем быстрее найдете единомышленников и друзей, поймете с кем и как можно выгодно взаимодействовать. Обязательно обменяйтесь с одногруппниками контактами (номер телефона, социальные сети), так будет легче осваивать программу сообща: обмениваться семинарами и лекциями, готовиться к экзаменам и зачетам, советоваться и пр.
Запомните, дружить со всеми никто не обязан, но знать, к кому можно обратиться за помощью при необходимости или кому оказать помощь, с кем Вам приятнее общаться все же следует.
Вступайте в сообщества в социальных сетях, следите за новостями факультета, участвуйте в общих мероприятиях. А может быть, вы придумаете что-то свое, например, киноклуб, и позовете одногруппников присоединиться? Попробуйте создать новые традиции — например, совместная прогулка в парке по пятницам. Какие-то активности быстро себя исчерпают, но какие-то укоренятся и укрепят ваши отношения. Не только совместная учеба, но и совместный отдых формируют связи. Помните, что часто именно в колледже находятся друзья на всю жизнь.
Совет №4. Не торопимся занимать места в последнему ряду.
Зачастую студенты спешат занять места за последними партами аудитории. А ведь это самая распространенная и банальная ошибка. Во-первых, именно на задние ряды педагог тратит больше внимания и сил. Во-вторых, прятаться за спинами одногруппников – не выгодно в первую очередь вам (вы можете прослушать важные моменты или объявления, вас не заметит преподаватель)
Если же последние ряды – единственное свободное место для занятий, то это совсем другой вопрос.
Старайтесь занимать оптимальные места: первые парты (за ними сидят все желающие, а не только «ботаники»), центральные ряды ( хороший обзор). Если у Вас есть ограничения по состоянию здоровья (плохое зрение и пр.), то учитывайте этот факт.
Совет №5. Не боимся показаться глупым, возникают вопросы – задаем.
Восприятие материала, дисциплины – дело индивидуальное. То, что для одного студента оказывается легким, для другого может превратиться в серьезный барьер и проблему. Из-за банального стеснения одногруппников или боязни показаться глупым, более 60% студентов не задают вопросы на занятиях. А зря! Во-первых, уточнение деталей может помочь и другим участникам учебного процесса разобраться в материале. Во-вторых, такой подход демонстрирует для педагога вовлеченность учащегося, желание постигнуть предмет и разобраться в нем.
Не бойтесь насмешек со стороны одногруппников. Задав вопрос, можно решить возникшую проблему раз и навсегда, не терзая себя потом изучением дополнительной литературы в поисках решения.
Совет №6. «Делу — время, потехе – час». Не забываем про отдых.
Новые обстоятельства могут вызывать стресс и переутомление, а режим сна, отдыха, прогулок, питания внесет в жизнь стабильность и позволит эффективно сочетать учебу и досуг, а заодно — выдерживать рабочий ритм после каникул. Очень важно посещать лекции стабильно, чтобы выработать привычку просыпаться и собираться. Соблюдайте распорядок дня, регулярно кушайте, введите хотя бы минимальные физические нагрузки. Планируйте домашние задания и отдых. Так вы гораздо быстрее перестроитесь.
Продумайте, как вы будете отдыхать. Самостоятельно, с новыми друзьями или с бывшими одноклассниками — неважно, главное, чтобы это приносило вам удовольствие. Придумайте заранее интересный досуг в выходные дни, распланируйте его по числам, тогда у вас появятся некие «приятные маячки», которые помогут прожить самые тяжелые уроки и сессии.