«Хочу каждый день ощущать свою сопричастность к музыке»

Творческий портрет Елены Анатольевны Бушмелевой.

Бушмелева Елена Анатольевна. Многогранность этого человека удивляет и восхищает: пианист, преподаватель «высшей категории», работает в колледже с 1992 г. Преподаёт дисциплины – концертмейстерский класс, камерный ансамбль, подбор по слуху и импровизация, дополнительный инструмент (цифровое фортепиано, синтезатор). Разработала и вела курс «Методики обучения игре на фортепиано». С 1996 г. преподаёт фортепиано в ДМШ колледжа. Совмещает педагогическую и концертмейстерскую деятельность. Концертмейстер в классе виолончели, на отделении «Эстрадное пение»; иллюстрирует на фортепиано в эстрадном оркестре колледжа. Имеет дипломы «Лучший концертмейстер» Всероссийских конкурсов.

В музыку Елену Анатольевну привел папа. Он сыграл огромную роль в становлении дочери и как личности, и как музыканта. Сам он, филолог по образованию, самостоятельно научился играть на фортепиано, аккордеоне, гитаре. Через маленькую Леночку отец воплотил свою мечту обучаться в музыкальной школе. Папа водил дочь на концерты в Вятскую филармонию. Однажды, рассказывает Елена Анатольевна, остался лишь один свободный билет. Я сидела и слушала классический концерт, а папа в это время ждал меня, в 30 градусов мороза, наматывая круги вокруг здания филармонии…
Отец всячески старался развить свою дочь. Над ее кроватью висели и картины Врубеля, и Кустодиева… Благодаря отцу Елена Анатольевна неплохо разбирается в поэзии – может определить автора по стилю написания произведения. До сих пор в доме есть традиция домашнего музицирования. В детстве они с отцом очень много играли на слух, по цифровкам, импровизировали, пели.
— Даже сейчас, когда я бываю у родителей, папа просит ему подыграть. Песни, романсы, джазовые композиции…
Мама для Елены Анатольевны самый важный человек. Она не музыкант, но всегда поддерживала их с отцом увлечение. Она посещает каждое выступление дочери, между ними очень тесная духовная связь, Елена Александровна говорит, что сейчас она это особенно ощущает.
Обучаться игре на фортепиано девочку папа привел в Первую детскую музыкальную школу. Она до сих пор помнит всех преподавателей, у которых она училась. Педагоги сильно повлияли на маленькую Лену. Ей очень хотелось быть как Г. Г. Афанасьева – учитель по фортепиано, а еще нравилось копаться в «дебрях» сольфеджио вместе с Кротовой Н. В.
— Я обожала сольфеджио. Тогда я действительно чувствовала близость сольфеджио к математике, чувствовала как важно слышать, понимать теорию. Сейчас я прихожу к выводу, что комплексное обучение все-таки очень важно. Теоретические дисциплины – это основа нашей профессии.
Я обожала Е. Г. Котенко, она преподавала музыкальную литературу. Как – то она подарила мне пластинку с надписью: «Лена, помни, что музыка единственно вечное из всего существующего на Земле…» я запомнила эти слова. Также помню Т. С. Воробьеву, она научила меня петь. Я солировала в хоре с песней «Музыка», мне нравилось, как она работает с нами.
— Я старалась везде учиться на пятерки, кроме консерватории… Но там у меня уже было двое детей, поэтому решила, что оценки уже сейчас не так важны. Мне нравилось хорошо учиться, но когда стала работать, комплекс отличницы мне немного мешал, так как начинаешь понимать, что в жизни не все может получаться блестяще: где – то надо схитрить, а в остальном… мне хочется дойти до самой сути… По настоянию отца я закончила три класса по гитаре за один год. Я приобрела дополнительные навыки, освоила еще один инструмент.
Еще раз прислушаемся к Елене Анатольевне: «Все это от отца….».
— Мы тут недавно подсчитали, и выяснили: в доме у нас 11 разных инструментов: фортепиано, синтезатор, цифровое фортепиано, 2 скрипки, 2-3 гитары, саксофон, блок флейта, гармонь и барабанные палочки. Наличие такого богатого ассортимента объясняется очень просто: муж Елены Анатольевны когда – то закончил музыкальную школу по классу скрипки, и до сих пор играет на ней. Сын начинал учиться в нашем колледже по классу саксофона, а дочь имеет свидетельство об окончании музыкальной школы как аккордеонистка, ну, и, конечно же, не забудем, что Елена Анатольевна преподает электронные клавишные инструменты.
В своем детстве, Елена Анатольевна чемпионка области по шахматам, также она ходила на танцы, в драматический кружок шесть лет, любила математику… Когда настал момент определиться с профессиональным образованием, девушка встала на перепутье множества дорог…
— Сложный выбор, когда многое получается и многое хочется….
И все же так сложилось, что юная музыкантша поступила в музыкальный колледж на фортепианное отделение к преподавателю А. Н. Захваткину, который стал для нее настоящим наставником.
— У нас были разные ипостаси общения, взаимодействия – он преподавал специальность, камерный, концертмейстерский класс. Он широкого охвата музыкант: очень много рассказывал о музыке, рассказывал о любимых композиторах, призывал слушать не только музыку фортепианную, но и симфоническую. Мы ходили на множество концертов… Андрей Николаевич заразил меня своей любовью к профессии.
Елена Анатольевна не оставляет без внимания и педагогов по теории музыки, это: Е. А. Михеева, Т. А. Груденкова, Н. И. Поспелова, Т. А. Скурихина.
В 1990 году Елена Анатольевна поступает в Нижегородскую консерваторию им. Глинки на фортепианное отделение в класс профессора Л. А. Сорочкиной. Потом я училась у Г. А. Курскова. Он удивительный, большого уровня музыкант. Я была заинтересована его пианизмом, я смотрела на руки, жадно впитывала.
Проучившись два года в консерватории, меня пригласили на преподавательскую работу в мое родное училище. Заканчивала консерваторию я уже заочно и сыграла свою выпускную программу на «отлично».
Сегодня Елена Анатольевна один из самых востребованных преподавателей колледжа, интересы ее многогранны, она всегда в творческом поиске.
— Я живу и творю благодаря мощной поддержке своих коллег, здесь у каждого можно поучиться. У нас такая профессия – нельзя останавливаться, всегда надо быть в форме, все время совершенствоваться. Я каждый день хочу ощущать свою сопричастность к музыкальному делу, к МУЗЫКЕ, ведь я занимаюсь тем, что люблю, что составляет духовный смысл моей жизни …

Надежда Олюнина, студентка IV курса отделения «Теория музыки»

Комментарии запрещены.