Вечер фортепьянной музыки

Вот уже много лет известный вятский пианист, педагог и общественный деятель Владимир Шапошников активно способствует  развитию культурной жизни нашего города. Выступления Владимира Юрьевича, как исполнителя, стали традицией на многих концертных площадках Кирова: в Выставочном зале, в Художественном музее имени братьев Васнецовых, в Библиотеке им. Герцена и, конечно, в Филармонии. Талант и душевная щедрость, профессиональное мастерство и энтузиазм пианиста всегда вызывают благодарный отклик как у профессиональной части публики, так и у любителей искусства. По программам концертов не сложно догадаться о музыкальных предпочтениях маэстро: всегда «в руках» у Владимира Юрьевича произведения Фридерика Шопена, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Петра Ильича Чайковского, Александра Скрябина.

27 января в зале Филармонии в исполнении пианиста прозвучали произведения немецкого композитора XIX века Людвига ван Бетховена и представителя французского музыкального импрессионизма рубежа веков  — композитора Клода Дебюсси. Несмотря на небольшую наполненность зала, атмосфера в Филармонии в этот вечер была невероятно тёплая и спокойная. Порадовал и тот факт, что среди зрителей оказались не только студенты и преподаватели Колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина, но и люди непрофессиональные, всерьёз интересующиеся классическим искусством.

Программа концерта была хорошо продумана. Сонаты Бетховена №3 и №14, прозвучали в первой половине концерта, пьесы Дебюсси – во второй. Не столь популярная соната Бетховена №3, отличающаяся своим ярким, жизнерадостным характером, оттенялась всем известной «Лунной» сонатой с её печально-задумчивой I частью. Исполненные прелюдии «Дельфийские танцовщицы», «Девушки с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Ворота Альгамбры» и пьесы «Лунный свет» «Медленный вальс», «Арабеска», «Остров радости» Клода Дебюсси хорошо сочетались между собой и, конечно, порадовали публику большим разнообразием.

Для меня настоящим открытием стал стиль игры самого маэстро. Большая отточенность штриха, осторожность и мягкость прикосновения, тонкая педализация – всё это свидетельствует о потрясающем владении В. Ю. Шапошниковым фортепьянными приёмами. Стоит отметить также трактовку Владимира Юрьевича  исполняемых произведений: все нюансы динамики, штрихов, темпов, выставленные композитором, были соблюдены с исключительной точностью и ясностью. Сама манера исполнения у Владимира Юрьевича  очень строгая и сдержанная, без особой горячности и пылкости.

Наверно, поэтому в большей мере Шапошникову удавались именно вторые части бетховенских сонат с мужественной лирикой в Третьей сонате и изящной элегантной простотой в «Лунной». Не совсем убедили кульминационные эпизоды быстрых частей циклов —  немного не хватило яркости, блеска, бетховенской патетики и темперамента. Зато совершенно мастерски была сыграна первая часть Четырнадцатой сонаты. Известное публике произведение приковало внимание всех без исключения, создавая атмосферу печальной задумчивости.

Импрессионистский стиль Дебюсси в интерпретации Владимира Юрьевича прозвучал несколько тяжеловесно. Но, несмотря на это, пианист сумел вдохнуть живое чувство в исполняемые пьесы и донести до слушателей богатство образов, заложенных в музыке французского композитора. Некоторые произведения («Ворота Альгамбры», «Остров радости») были исполнены особенно живо, ярко и эмоционально.

Безусловным украшением вечера стала ведущая концерта Елена Преснецова. Её вступительное слово о музыке и композиторах было чётко продумано, изобиловало интересными фактами. Более того: в своём небольшом повествовании Елена затрагивала связи с живописью, с фактами истории и культуры того времени.

После исполнения последнего произведения концерта публика явно не желала отпускать маэстро. Поэтому Владимир Юрьевич преподнес зрителям щедрый подарок – он сыграл на бис несколько его любимых произведений – Скрябин Поэма Fis-dur, Шопен мазурка a-moll, вальс Des-dur и cis-moll. После окончания выступления благодарные слушатели ещё долго скандировали Владимиру Юрьевичу в знак огромной признательности.

Дарья Редкина, IV курс ТО

Комментарии запрещены.