Вдохновение не любит ленивых

Профессия композитора необычайно интересна и сложна. В представлении многих людей композитор, сочиняющий музыку, это человек, приобщенный к некому таинству, чему-то загадочному, непознанному и непонятному. Среди композиторов, работающих в Кировском областном колледже музыкального искусства им. И.В.Казенина, есть молодой автор, чьи произведения время от времени звучат на концертах класса композиции. Это выпускница отделения «Теория музыки» и Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки Марина Рафаиловна Микрюкова, которая согласилась ответить на мои вопросы.

 — Марина Рафаиловна, скажите пожалуйста, когда у Вас впервые появилось желание сочинять?

— Насколько я себя помню, мне нравилось сочинять всегда. Все начиналось с музыкальной школы. Это, конечно, имело мало отношения к композиции, но меня постепенно все больше и больше увлекала возможность соединять звуки и придумывать что-то новое. Естественно, при отсутствии теоретических знаний зафиксировать это было достаточно сложно. И получилось так, что это увлечение переросло в нечто более серьезное. И вот в музыкальном училище я наконец-то стала осознавать, что такое композиция. Появились мои первые песни, которые я могла свободно отразить на бумаге. А потом я задумалась над тем, чтобы продолжить учиться композиции дальше.

— Как называлось Ваше первое произведение и с чем была связана музыка?

— Первое, что я сочинила, была прелюдия до-минор. Музыка ни с чем не связанная, хотя настроение и характер выражает какое-то эмоциональное переживание. В то время я много слушала Шопена, возможно, это имело здесь какое то отражение.

— Расскажите, пожалуйста, о Ваших преподавателях по композиции.

— В моей жизни важную роль сыграли все педагоги, я до сих им всем бесконечно благодарна. В училище мне очень повезло учиться у Г.А. и А.Б. Карпиковых. Галина Алексеевна, учила нас композиции, дала нам основные понятия в этой области, а Андрей Борисович продолжил с нами работу на более сложном уровне, обучал инструментовке. Они заложили во мне интерес и, возможно, повлияли на всю мою дальнейшую деятельность. Благодаря им я продолжила свое обучение в консерватории. Там моим преподавателем стал Борис Семенович Гецелев. Это удивительный творческий человек. Каждый урок с ним был содержательным. Борис Семенович очень заинтересован в своих студентах. Его вера в каждого из нас, моральная, духовная и “техническая” поддержка вызывает интерес и дает импульсы для дальнейшего творчества. Не скажу, что мне было легко, но после преодоления трудностей получаешь огромное удовольствие, которое затем сказывается на хорошем результате. Мы с ним до сих пор периодически общаемся, я благодарна ему за многие важные советы.

— Как Вы считаете, насколько важен в жизни музыканта преподаватель?

— В моем обучении педагог был важен на все «сто». Лично для меня неприемлемо самообучение. Тебя должны направлять и при этом контролировать процесс развития, как композитора, особенно в самом начале обучения. Не спорю, есть музыканты, которые добились успехов самостоятельно, но это лишь исключения из общего правила.

— С чего начинается работа над сочинением?

— Импульсы для сочинения могут быть разными. Например, у меня есть концертино для виолончели, который я писала специально для своей подруги, выпускницы нашего колледжа и Нижегородской консерватории. Её манера игры и возможностей сами диктовали характер музыки. Иногда я нахожу текст или мне подкидывают идею, и потом я начинаю импровизировать, и уже в процессе рождается музыка. Иногда мелодия появляется раньше, чем название. Причем она может прийти в любое время, а иногда даже и присниться. Потом, естественно, я пытаюсь её доработать.

Если говорить о том, кто “управляет” рукой композитора, то это озарение. Но на самом деле, если не будет постоянной работы, то вдохновение и озарение не появится. Все начинающие композиторы должны помнить, что вдохновение не любит ленивых.

— Часто ли звучит ваша музыка?

Если говорить о концертной сцене, то свою музыку я исполняю не часто. Моя деятельность еще связана с пением в архиерейском хоре, и поэтому большая часть моих духовных сочинений звучит на службах.

— Что такое в Вашем представлении идеальный исполнитель?

— Это исполнитель, который играет, не «пустые» ноты. Он должен донести до слушателя авторский замысел предельно точно. Для этого нужен профессионализм, знание стиля и эпохи.

Есть ли у Вас любимые музыкальные жанры?

— Не могу сказать, что у меня есть любимые жанры. Думаю, что профессиональный композитор должен быть универсальным. И я тоже стремлюсь к этому. После того, как я начала петь в храме и познакомилась с духовными сочинениями композиторов разных эпох, в том числе и наших вятских, то решила попробовать сочинять в подобном жанре. Я посмотрела большую часть произведений, но особенно меня впечатлили современные авторы: Д.Лукьянов, А.Чистяков – это композиторы нашей вятской школы, а также   И.Денисова и В.Файнер. Я очень рада, что есть возможность исполнять и слушать свою духовную музыку не только в храмах нашего города, но также и в Калуге, Хабаровске и даже в Москве. Большое спасибо регентам этих хоров, с которыми я достаточно давно общаюсь. Многие из них – мои старые друзья и коллеги. Что касается академической музыки, в консерватории помимо камерно-инструментальных сочинений я отдавала предпочтение жанру миниатюры и сюите. В последнее время я пишу аранжировки на заказ.

— Ваш любимый композитор, поэт, художник, книга?

— У каждого музыканта есть свои кумиры и пристрастия. Чем моложе человек, тем сильнее его фанатичное преклонение перед этим кумиром. С возрастом все переходит в нормальное стремление слушать эту музыку и получать какое — то обогащение. Для меня это скажем в музыке прошлых эпох – Бах, Григ, Лист. Что касается современной музыки, то здесь очень много композиторов, которых я особенно люблю и готова слушать постоянно. Это Г.Канчели, Ч.Айвз и В.Лютославский. Из русских – С.Прокофьев и С.Рахманинов. Это, несомненно, классики, общение с которыми всегда много дает. Мне нравятся произведения моего преподавателя Б.С.Гецелева, некоторые из его фортепианных пьес я играла в консерватории. Его музыка очень интересная и самобытная. Также я слежу за творчеством многих композиторов, которые сочиняют в наши дни.

Из художественного наследия мне нравятся картины импрессионистов, а также русские художники- В.Суриков, братья Васнецовы. Из литературы я увлекалась чтением П.Коэльо, по его книге я решила написать однажды музыку. Также волнует мою душу литературное наследие Н.В.Гоголя, особенно его сказочно-фантастические рассказы на украинскую тему. Есть в планах написать музыку к повести ”Миргород”. Что касается поэзии, то хочу выделить женскую – на стихи В.Тушновой и М.Лохвицкой, на их тексты у меня есть несколько романсов. Их тематика близка мне по духу.

— Что Вы можете пожелать начинающим композиторам?

Главная задача композитора – это сочинять, и, в принципе, вся деятельность есть поиск и нахождение единомышленников. Так вот, я желаю найти что-то свое, новое и индивидуальное. Советую изучать хорошую музыку, слушать классику, а также желаю всем оптимизма и хорошего настроения. Творите и радуйтесь тому, что имеете такую возможность.

Интервью подготовила Марина Махнева,
IV курс отделения «Теория музыки»

Комментарии запрещены.