«В сторону crescendo»

Прекрасная погода за окном последнего дня зимы удивительным образом совпала с премьерой предстоящего концерта. Зима завершает свой календарный круг, а начинающие композиторы знакомят слушателей с итоговыми работами – собственными музыкальными сочинениями. Кто знает, возможно, именно сегодня откроются новые грани зарождающихся талантов. Публика в ожидании, молодые композиторы с трудом сдерживают трепетное волнение. Лишь преподаватель, чей взор внимательно устремлен в сторону сцены, молча переживает выступление своих воспитанников. На сцене появился великолепный, совсем недавно сложившийся дуэт ведущих в лице очаровательной Веры Роговой (студентки 2 курса отделения  эстрадное пение) и импозантного Артёма Целоусова (студент 4 курса теоретического отделения). Жаль, что на сцене вновь звучал старенький немецкий Аugust  Forster.

Первый номер «творческой лаборатории» представил студент народного и теоретического отделения Романом Кочиным в собственном исполнении. В его Прелюдии для фортепиано импровизационного склада слышались отголоски романтического настроения с характерным сопоставлением контрастных образов. Стоит отметить явное актёрское мастерство молодого человека, и даже ростки будущего таланта исполнителя-инструменталиста. Следующим номером концертной программы стали две разнохарактерные пьесы Эльвиры Алиевой (студентки 2 курса теоретического отделения). Одна из них представляла собой скерцозный марш, где проскальзывали хоральные аккорды, а вторая пьеса носила танцевальный характер.

Романс «Цыганка у костра» студента первого курса теоретического отделения Павла Самойловского  привлёк внимание публики. Во-первых, обратил на себя внимание исполнительский состав в лице автора, невероятно экспрессивного и артистичного Антона Малышева (тенор) и молодого преподавателя Кирилла Запольского (скрипка). Во-вторых, романс написан на стихи студента 3 курса отделения народных инструментов Дениса Шутова. Сильный голос вокалиста пронёсся по залу, каждый слушатель ненадолго погрузился в атмосферу цыганской жизни, мотивы которой полностью угадывались в характере, гармонии и фактуре произведения. Нескрываемое волнение и некоторое смущение молодого композитора было очевидным. Он словно спрашивал публику: «Ну что? Как оно?» Темпераментное исполнение новоиспечённого трио явно вызвало у слушателей симпатию, ребята неплохо «спелись».

Яркую экспрессию предыдущего сочинения оттенил медленный вальс Елены Кряжевских (студентки 2 курса теоретического отделения). Своими красочными переливами и матовым звучанием. Она явно перекликалась не только с музыкальным стилем французских импрессионистов, но с характерным названием пьесы. Кристина Кокорина (студентка 3 теоретического отделения) представила сразу несколько сочинений различных музыкальных жанров. Автор тяготеет скорее к вокальной музыке, ведь даже в её вариациях «Воспоминание» для солирующего саксофона (Екатерина Свинина) и фортепиано (Александра Михайлова) чувствуется кантиленность мелодической линии, которую с лёгкостью может исполнить и голос. Невзирая на разноплановость сочинений, романсы «Осенняя роза» (на стихи Фета) и «Неоконченная фраза» объединяет лирическое настроение. Интересно, что в своих романсах Кристина выступает ещё и в качестве поэта – романс «Неоконченная фраза» написан на собственные стихи.

Интересная и необычная инструментальная пьеса для домры прозвучала в исполнении студентки 3 курса отделения народных инструментов Татьяны Королёвой (домра) и автора — Марии Пешниной (фортепиано). Вы помните призрачно-фантастическую и захватывающую фортепианную пьесу Прокофьева «Наваждение»? Именно такую ассоциацию вызвало это произведение.  Несмотря на внешнюю хрупкость и миловидность девушек, между инструментами не на шутку разыгрался диалог: в нём то и дело возникали яркие, эффектные глиссандо домры и мощные токкатные мотивы в низком регистре фортепиано.

Совершенно иной образ слушателю открылся в хоровых сочинениях студента 4 курса дирижеско-хорового отделения Рустама Мамедова. Сначала прозвучали номера из Реквиема — «Kyrie Eleson» и  «Dies Irae», а затем «Три духовных хора». Чувствовалось не только понимание специфики музыкального жанра, но и искренность написанной композитором музыки. Особенно порадовало исполнение произведения в лице студентов дирижеско-хорового отделения — Елизаветты Рязанцевой (сопрано), Славяна Савельева (альт), Максим Чувашев (тенор), Евгений Шишкин (бас) под управлением автора.

Немалую часть концерта составило творчество студента 4 курса теоретического отделения Максима Бабинцева. На сегодняшний день он является автором множества сочинений различных жанров. В концерте были представлены сочинение для смешанного хора «Лишь во сне» на стихи А. Харламова, скерцо для валторны (фортепиано – Татьяна Рябова, валторна — Дмитрий Бабинцев), скрипичная соната (фортепиано – Татьяна Рябова, скрипка  Кирилл Запольский), три прелюдии для фортепиано (Татьяна Рябова), романс «От хвалы до хулы» на стихи  Надежды Мохиной (сопрано Татьяна Скурихина, фортепиано – Татьяна Рябова), «Очерки» для кларнета (Андрей Бабушкин) и «Танец Соломеи» (саксофон – Свинина Екатерина, фортепиано – Михайловна Александра). В этих произведениях уже ясно угадывается характерный творческий подчерк  молодого композитора. На мой взгляд, вокальные сочинения несколько уступают инструментальной музыке. Из них наиболее удачные, яркие и запоминающиеся – скрипичная соната и «Очерки» для кларнета. Здесь немалая заслуга принадлежит не только автору, но и великолепному исполнению музыкантов. Творческий дуэт преподавателей (Татьяны Рябовой и Кирилла Запольского) завоевал признание не только своим искусством ансамблевого исполнения, но глубиной и правдивостью созданного музыкального образа. А студент 4 курса духового отделения  Андрей Бабушкин покорил слушателей мастерской игрой, где идеально сочетались виртуозная техника и невероятно красочная глубина тембра и динамики.

Вот такое впечатления оставил в памяти этот концерт. Остаётся пожелать молодым композиторам новых творческих успехов и вдохновения. Всем до свидания, до новых встреч!

Искренне Ваш, любитель изящных искусств
Анна Первакова, курс отделения «Теория музыки»

Комментарии запрещены.