«Музыка границ не знает»

Мы живём в такое удивительное время, когда все прежние понятия и представления — в том числе, и границы на карте мира — вынуждены подчиниться самой актуальной тенденции на сегодняшний день — тенденции всеобщей культурной коммуникабельности. Поэтому становится так просто «погостить на соседской территории» — как в переносном, так и в буквальном значениях. Достаточно легко перебрасываются замечательные культурные мостики, и неважно при этом, насколько близкими соседями оказываются представители этих культур с точки зрения географической.

Кировская область находится посреди огромной России — и, вроде бы, границы далековато — однако в плане обмена культурным опытом она ведёт себя очень открыто. Так, добрососедские отношения установились с очень интересным культурным островком — Верхней Австрией. Огромную роль в этом взаимодействии играет… музыка. О коммуникативной роли музыки не раз высказывались многие великие, мы же видим тому подтверждение на практике: с помощью универсального языка музыки представители разных культур учатся понимать друг друга, а для современности это представляется очень важным.

31 октября 2011-ого года город Киров снова принимает гостей-австрийцев. Это происходит уже не в первый раз и старания к этому прикладываются обоюдные: как со стороны России, так и со стороны Австрии. Наверное, ничего этого не было бы, если бы не личность замечательного дирижёра Норберта Хубера, который уже неоднократно привозил различные коллективы в Киров. 1 ноября  в зале Кировской областной филармонии Австрия и Россия поприветствовали друг друга праздничным концертом.

Необходимо отметить чрезвычайно грамотно выстроенную драматургию этого торжественного вечера. После вступительных и приветственных слов участники концерта перешли на язык музыкальный. Первым звучал знаменитый вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Среди композиторов, исполняемых в этот вечер, были, в основном, австрийцы, принадлежащие к самым различным эпохам и культурным мирам. Наверное, для открытия нельзя было подобрать более удачного произведения, чем вальс Штрауса. Музыка создавала торжественно-праздничную атмосферу, передавая залу свет, нежность, и, в то же время, веселье. Это атмосфера королевского бала. Пусть мы живём совсем в другое время и в другой стране, но музыка способна перенести нас туда, где мы никогда не бывали. Австрийские оркестранты играли замечательно, но иногда, всё же, чувствовался небольшой диссонанс, создаваемый неслаженностью в некоторых моментах оркестра и хора (кировский коллектив «Вятские соловушки»). Пожалуй, это единственное, что отвлекало при слушании прекрасной музыки Штрауса.

Вторым номером звучало сочинение Шиллера «Берёзка». Динамичная, эмоциональная музыка была исполнена на достойном уровне. На этот раз слаженность всех групп исполнителей порадовала, хорошо звучал хор. Группа духовых в этом произведении выведена на передний план, и их партии хорошо прослушивались. Можно сказать, что исполнители данной группы играли на высоком уровне. Таким образом, общее звучание было вполне приятным и лёгким.

Особенное внимание обратили на себя последующих номера программы. Неожиданно австрийские хористы вышли в своих национальных костюмах — и выглядело это интересно и необычно. Однако вначале было исполнено сочинение К.В. Глюка «И звуком наполнится», пронизанное духом классицизма.  В роли аккомпаниаторов выступал струнный квартет Норвальд-Камер оркестра.  Слушать эту, с одной стороны, строгую, с другой же — светлую и тёплую по настроению музыку было очень приятно. Полное согласие хора и оркестра как бы подчёркивало гармоничные классицистские черты произведения.

Следующим было исполнено одно из последних сочинений Моцарта. Исполнение этой нежной, возвышенной мелодии отличалось кроткостью и строгостью — чувствовалось, что произведение было написано композитором для церкви.

После «Ave verum» австрийские музыканты отдали дань уважения представителю раннего романтизма Францу Шуберту. С большим чувством были переданы все оттенки этой музыки: активность, энергия соседствовала с танцевальностью и проникновенной лирикой. Каждый из музыкантов квартета прекрасно чувствовал другого.

Музыка Шуберта контрастировала следующему номеру — простой, но прелестной народной австрийской песне «Любить — это здорово!». Нежное и очень светлое её исполнение подводило итог первой части музыкального вечера.

После антракта на сцене в полном составе появился смешанный хор нашего колледжа. Совместно с австрийским оркестром музыканты исполнили сочинение уже русского композитора Дегтерёва — хор «Пойдём отечество спасать» из оратории «Минин и Пожарский». Этот хор уже звучал в исполнении смешанного хора колледжа, произведение было вполне знакомым. Интересным был момент взаимодействия двух довольно больших музыкальных составов — хора и оркестра. Это взаимодействие оказалось очень удачным во всех отношениях: при хорошем техническом слиянии чувствовалось, что исполнителей объединяет и общий активный, динамичный, героический дух музыки.

Следующая за хором Концертная Симфония австрийского композитора Игнаца Плейеля (ученика Гайдна) несколько успокоила слух своей классицистской атмосферой. Исполнение было приятным и довольно тонким, но всё же не хватило динамики, оживления. Музыка показалась слишком статичной. При этом стоит отметить замечательную работу солистов, образовавших, с одной стороны, прекрасный дуэт виолы и скрипки, и, с другой стороны, в полной мере ощущавших связь с фоновым по своей драматургической функции оркестром.

Однако уже при первых звуках следующего сочинения — «Te deum» Антона Брукнера — становилось очевидным, почему же ему предшествовала именно «Концертная симфония». Могу с полной уверенностью сказать, что «Te deum» произвёл впечатление настоящей бури чувств. Безусловно, это самый лучший номер концертной программы вечера. Хочется сказать огромное спасибо всем, кто был задействован при исполнении этого монументального сочинения: и смешанному хору, и оркестру, и квартету солистов. Даже ради одного сочинения Брукнера стоило прийти на концерт.

«Te deum» можно назвать кульминационной точкой вечера. Однако после его окончания музыканты исполнили своего рода Post Scriptum — марш Радецкого. По атмосфере это сочинение в чём-то перекликалось с вальсом Иоганна Штрауса, который открывал концертную программу.

Обобщая вышесказанное, хотелось бы ещё раз выразить огромную признательность всем, кто при помощи языка музыки помогает общаться представителям абсолютно разных культурных ореолов. Мир становится всё безграничнее и оттого интереснее.

 Андреева Патриция

«Россия – Австрия: музыка без границ» (30.10-05.11.2011)

Комментарии запрещены.