«И.В. Казенин – выдающийся строитель региональной музыкальной культуры»

Когда Кировскому училищу искусств, перешедшему сравнительно недавно в статус колледжа, предложили присвоить имя его основателя Игоря Викентьевича Казенина, то не все члены коллектива сразу с энтузиазмом восприняли сей проект. Автор же данной статьи, прежде чем сформировать собственное мнение по этому вопросу, решил для себя глубже изучить личность этого человека, о которой знал лишь вскользь, как и большинство его коллег по Кировскому колледжу музыкального искусства. Уже первые попытки углубить информацию о жизни И.В.Казенина дали сведения о его весьма многогранной деятельности как строителя музыкальной культуры русской провинции советского периода.

Родившись в 1909 году в городе Орлове Вятской губернии, Казенин в 30-е и 40-е годы жил и работал в Вятке (с декабря 1934 года – Киров), где вложил много сил и таланта в организацию местной культуры и музыкального образования. В дальнейшем Игорь Викентьевич трудился в Свердловске, а затем в Куйбышеве. Из трёх названных регионов России самыми важными и результативными для деятельности Казенина стали Кировская область и Урал.

И.В.Казенин происходил из семьи фининспектора. Учился в школе им. И.С.Тургенева города Вятки и одновременно с семи лет в музыкальной школе (с 1919 года в 1-й пролетарской). В личном деле Казенина из государственного архива указано, что он владел немецким и французским языками. Наверняка, обучение языкам было поставлено в «тургеневской» школе на должном уровне, да и отец его Викентий Иванович, выпускник Казанского Императорского Университета (физико-математический факультет), был весьма образованным человеком. Очевидно, в семье дореволюционных интеллигентов была в обиходе не только традиция знания двух языков, но и потребность к интеллектуальному и высококультурному воспитанию детей.

Далее в документах обращает на себя внимание 1925 год, когда шестнадцатилетний юноша устраивается рабочим на склад организации «Вяткусткредит». «Тургеневскую» общеобразовательную школу он заканчивает в 1927-м. В этом же году, выбрав профессию музыканта, он поступает в Ленинградский музыкальный техникум при государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова по специальности рояль в класс К.Г.Шмидта, ученика А.Н.Есиповой, Ф.М.Блуменфельда и Л.В.Николаева. Пианистическая родословная – богаче трудно представить.

После окончания техникума Казенин в 1932 году был распределён на работу в музыкальную школу города Пушкин (Царское село). Однако он вскоре по его собственному желанию и разрешению наркомпросса возвращается в Вятку для преподавания в музыкальной школе. В 1935 году его назначают её директором. Кроме педагогической деятельности Игорь Викентьевич сразу включается в концертно-просветительскую работу, пишет статьи в местную прессу. Из его заметки в областной прессе мы узнаём, что «в числе желающих учиться музыке около 1000 детей». Взять всех не могли: был конкурс. Благодаря такому богатому притоку учеников удалось существенно расширить классы струнных смычковых и духовых инструментов. С начала его руководства в музыкальной школе появилось расписание не только уроков сольфеджио и музыкальной литературы, но и впервые – хора, оркестра и ансамблей.

В те годы немалое количество семей не могло вносить даже чисто символическую оплату за обучение их детей игре на каком-либо музыкальном инструменте. Директор всячески содействовал школьникам малоимущих родителей в бесплатном музыкальном образовании, особенно если ученики обладали заметным талантом. Свидетельством может служить множество приказов директора школы об освобождении от оплаты, которые собраны также в архиве Кировской области.

С другой стороны, нельзя не упомянуть, что в те аскетичные годы, директор Казенин не переставал стимулировать отличившихся преподавателей-энтузиастов. Вот ещё один из свидетельств его благодеяний: «В связи с 20-летием юбилеем кировской областной музыкальной школы, за хорошие производственные показатели и общественную работу премировать тов. Ерёмина А.С., руководителя детского хора, окладом месячного содержания и грамотой». А отличившихся учащихся директор премировал… скрипками и виолончелями (!).

В «Кировской правде» за 22 ноября вышла статья И.В.Казенина под названием «Кирову нужен музыкальный техникум». Через два года в 1937 году Кировское музыкальное училище уже стало реальностью. В результате музыкальному дилетантизму с элементами кружковщины на Вятке был положен конец. Появление среднего специального учебного заведения в Кирове вело за собой открытие новых музыкальных школ области, ибо у них появилась солидная методическая база.

Хотелось бы особо остановиться на преподавательской деятельности И.В.Казенина. Восхищает то, что, не имея высшего образования, педагогу удалось достичь блестящих педагогических успехов за каких-то семь-десять лет. Можно отметить, что в первые десятилетия советской власти далеко не все педагоги по различным специальностям имели высшее образование. Тогда их оценивали не по наличию диплома, а по реальным способностям передать знания ученикам.

Уже с начала работы в ДМШ у Казенина появилась талантливая ученица Маргарита Рассохина, которая исполнила на отчётном концерте школы в 1938 году два этюда Ф.Листа «Хоровод гномов и «Шум леса». Случай феноменальный, ибо и сейчас не все выпускники современных колледжей на выпускных испытаниях справляются с этими виртуозными произведениями. А тут – семиклассница!.. В конце 30-х годов Казенин возил на консультацию Маргариту к самому Л. В. Николаеву в Ленинград. По её словам, Леонид Владимирович достаточно сдержанно встретил педагога с ученицей, но, как впоследствии оказалось, высоко оценил результаты педагогического труда вятского музыканта и походатайствовал о выдаче Казенину диплома об окончании техникума, которого у него по каким-то причинам не было на руках.

Сохранилось свидетельство о приёмных экзаменах Маргариты в училище (также 1938 год). Она поступала в него с инвенцией И.С.Баха ля минор, сонатой Л.Бетховена № 12 и упомянутым «Хороводом гномов». Сама Маргарита Дмитриевна вспоминает, что Игорь Викентьевич занимался очень тщательно и показывал обилие пианистических приёмов и упражнений для развития техники, исходивших, безусловно, из николаевской школы с её жёсткой системой фортепианного ремесла и воспитанием творческой самостоятельности. Окончила училище Рассохина в военном 1942 году. Лишь после окончания войны в 1945 году Маргарита поступает в возобновившую свою деятельность Московскую консерваторию в класс профессора С.Е.Фейнберга.

Тогда же в МГК им. П.И.Чайковского были зачислены также Инна Виннер и Эсфирь Шантырь, жившие в Кирове в эвакуации и учившиеся у Игоря Викентьевича. Примерно в это же время воспитанники Казенина Галина Смирнова и Борис Гарт стали студентами института им. Гнесиных в Москве, а Ирина Кунаева – студенткой консерватории города Одессы. В последующие годы такого блестящего результата за столь короткое время на фортепианном отделении училища не показал ни один педагог.

В годы войны, не бросая педагогической деятельности, Казенин возглавил кировское концертно-эстрадное бюро (1942 год). В его компетенцию входила организация выступлений, как местных, так и приезжих артистов (иногда великих) на предприятиях и госпиталях; формирование творческих бригад для поддержания духа бойцов в действующей армии. В книге Р.Преснецова «Музыка и музыканты Вятки» иллюстрируется афиша отчётного концерта музыкальной школы и училища от 20 февраля 1944 года, «весь сбор от которого поступит семьям фронтовиков». От класса И. В. Казенина там выступили: Борис Гарт, Маргарита Рассохина, Галина Смирнова. В этом же концерте играл совсем ещё юный сын Игоря Викентьевича Владислав (ныне председатель Союза Композиторов России), которого учила преподаватель Р. К. Эпель.

Игорь Викентьевич принимал у себя дома, который становился на время своего рода отелем, цвет советской музыкальной элиты: Д.Ойстраха, Э.Гилельса, Л.Оборина, Г.Нейгауза, Р.Тамаркину, Я.Флиера, Л.Утёсова, К.Шульженко, Л. Русланову… Это далеко не полный перечень знаменитостей, побывавших в доме № 3, квартире 8 по улице Коммуны (Московской), где жила семья Казенина. Выступления этих мастеров искусств вызывали огромный интерес публики, а концертные площадки и залы были всегда переполнены. Например, по устным воспоминаниям очевидцев Г.К.Кобелькова и А.Н.Закалаты концерт Д.Ойстраха проходил при полном аншлаге ночью в здании драматического театра. Такая активная посещаемость концертов в военные годы породила молву о Кирове как об одном из музыкальных городов СССР.

В 1944 году Казенин – заведующий отделом по делам искусств Кировского облисполкома. Игоря Викентьевича помнят на этом посту как человека энергичного, инициативного, ищущего различные пути развития музыкальной культуры и образования в Кирове. Он был коммуникабелен, умел выстраивать отношения с людьми. Его уважали, ему верили.

Директорство в музыкальной школе и училище, две другие ответственные должности были более чем положительно оценены местным руководством. В его личном деле как заведующего отделом искусств есть следующие слова: «Даровитый педагог, умелый организатор и хозяйственный руководитель, инициатор массы концертов на предприятиях и в школах, инициатор помощи рабочим и музыкальным кружкам».

О замечательных профессиональных данных и администраторских способностях И.В.Казенина узнали в Москве. Поэтому по инициативе Министерства культуры СССР в 1948 году его назначают директором Свердловского театра музыкальной комедии. Театр этот (открыт в 1933 году) ещё в довоенные времена с его блестящим актёрским составом стал своего рода легендой. За десять же лет руководства Казениным коллектив достиг ещё большего расцвета, считаясь чуть ли не лучшим в стране театром оперетты.

До войны жанр оперетты считался, чуть ли не «проводником буржуазной морали». Его часто критиковали чиновники от искусства. При Казенине репертуарная политика постепенно стала меняться. Этому процессу способствовал маршал Г.К.Жуков, которого Сталин в 1948 году направил командовать Уральским военным округом. Георгий Константинович не был равнодушен к музыкальному искусству (сам он неплохо владел баяном, а в своих мемуарах, к примеру, тепло отзывался о пении И.С.Козловского). Театр комедии был любимым у полководца. Жуков пробыв в Свердловске до 1953 года, обеспечивал определённое покровительство труппе и его директору, в том числе и по строительству нового здания свердловской оперетты. Благодаря этому положение Игоря Викентьевича в городе было достаточно высоким и вполне прочным.

Наряду с постановками новых удачных советских оперетт И.Дунаевского, Ю.Милютина, Б.Александрова, Н.Стрельникова, В.Долидзе, К.Кацман и др., стала восстанавливаться в новых литературных редакциях и осуждаемая ранее классическая оперетта. В те годы возобновили «Прекрасную Елену» Ж.Оффенбаха, «Баядеру» И.Кальмана и уже после Сталина, в 1953 году, «Летучую мышь» И.Штрауса, «Весёлую вдову» Ф.Легара и другие оперетты И.Кальмана. Эти и многие другие спектакли стали своего рода эталоном музыкальной комедии в СССР. Недаром Свердловский театр называли «лабораторией жанра». Уже в 1953 году директора за большие успехи в репертуарной политике, за укрепление творческих кадров награждают в Кремле орденом «Знак почёта».

Известный композитор Оскар Фельцман, написавший музыку к ряду спектаклей Свердловской музкомедии, в своей книге «Не только воспоминания» писал: «В Свердловске был замечательный директор Театра музыкальной комедии Игорь Викентьевич Казенин. Прекрасный музыкант, отличный администратор и финансист. При нём театр расцветал. С ним всегда было интересно! Наша дружба длилась многие годы».

После небольшого периода жизни, проведённого в Куйбышеве (1961 – 1964) в качестве директора театра оперы и балета, И.В.Казенин вернулся в Свердловск и занимался педагогической деятельностью. Умер он из-за старой болезни сердца прямо на работе в 1966 году, не преодолев даже 60-летнего возрастного рубежа.

Безусловно, на ранний уход из жизни могли подействовать многие невзгоды, которые сопровождали насыщенную деятельность Игоря Викентьевича. При всём внешнем лоске тоталитарного режима существовала его обратная сторона с её повсеместным нарушением прав человека, с её жестоким и коварным аппаратом подавления свобод и слежки.

Всё это сполна пришлось испытать семье Казениных. Отец после окончания университета служил податным инспектором в городах Орлове и Вятке. После революции в 1925 году его осудили на 3 года лагерей. Причина – помощь голодающим ссыльным служителям культа.

Через два года после возвращения из заключения в 1930 году отец Игоря умирает. Но след подсудности отца и его как бы дворянское происхождение не прошли бесследно для сына. За ним следят. Например, ему приписывают связь с буржуазной польской разведкой, тем более что один из его коллег пианист А.У.Арамович, поляк по национальности, работал в училище. У последнего мать и брат остались в Польше. В результате Арамовича из-за родственников, живущих заграницей, в 1938 году расстреливают, что в свою очередь накладывает пятно и на директора.

На пытках у Арамовича вытягивали сведения об антисоветских настроениях И.В. Казенина. Палачам той суровой эпохи, о которой некоторые приверженцы коммунистических взглядов до сих пор стараются умалчивать, это виртуозно удавалось. Но несмотря на «показания» Арамовича и его жены, в силу образцовых достижений успеваемости школы и училища, Казенин в 1939 году всё же становится кандидатом в члены ВКП(б).

Но не тут-то было. Уже в феврале 1941 года Ждановский райком партии города Кирова исключает Казенина из кандидатов партии. И опять обвинения: то в помощи попам, то в дворянском происхождении, то в препятствии директора завешивать окна училища плакатами и портретами вождей во время большевистских праздников.

И уж совсем анекдотически выглядит «грех» Казенина в организации вечера, посвящённого Бетховену 1 декабря 1940 года, то есть в шестую годовщину со дня убийства Кирова. Видимо в этот день полагалось только петь осанну и оплакивать ближайшего сподвижника Сталина, запятнавшего себя (этим пока многие мало интересуются) массовой гибелью людей в Астрахани, Азербайджане, массовым выселением учёных и музыкантов из Ленинграда в начале 30-х и многое другое.

И всё-таки Казенина арестовывают. Его жена, бросившись ночью к квартире высокопоставленного представителя из НКВД, стала умолять его освободить супруга. Благо, что две дочери этого начальника были ученицами Игоря Викентьевича. Чекист сжалился. Вскоре Казенина выпустили, и он продолжал возглавлять оба учебных заведения. Его освобождению, наверняка, помог также исходящий из него дух интеллигентности, трудолюбия, добра и света, который исходил от этого человека. Отблески его мы ощущаем и по сей день.

Более чем отрадно, что мы ощущаем этот дух и в деятельности сына Игоря Викентьевича Владислава Игоревича, который уже без малого двадцать лет возглавляет Союз Композиторов России. Творчество В.И Казенина и его административные достижения – особая тема разговора. В данной публикации мы остановимся на нерасторжимых связях известного композитора с вятской землёй и её людьми. Преданный памяти отца, он не только часто приезжает к нам со своими концертами и творческими отчётами, но и помогает материально дальнейшему существованию культуры на Вятке.

При непосредственном участии Владислава Игоревича федеральный центр в количестве 50 миллионов рублей профинансировал продолжение и окончание строительство роскошного здания Кировского театра кукол. В декабре 2009 года сооружение благополучно введено в эксплуатацию.

По инициативе. В.И Казенина в 2000 году образован кировский филиал Союза композиторов России. В него входят супруги Галина и Андрей Карпиковы, Илья Городничев, Станислав Хусаинов, музыковеды Галина Тарасова и Наталья Поспелова. Создание такой организации дало возможность ежегодно проводить концерты местных авторов и знакомить публику с новинками вятской музыкальной мысли.

В год столетия отца В.И.Казенин проспонсировал организацию 1-го межрегионального конкурса юных пианистов им. И.В.Казенина в Кирове. Конкурс открыл нам новых талантливых детей из Москвы и Вятки, которыми, к счастью, не оскудевает русская земля. Решено конкурс проводить и впредь.

Учредил из своего фонда ежегодную стипендию лучшему первокурснику Кировского музыкального колледжа им. И.В.Казенина

Оказал и оказывает помощь своей родной Первой музыкальной школе города Кирова. В ней почти закончен шикарный евроремонт. В придачу на её 90-летие Казенин подарил коллективу школы… холодильник. Но ещё более ценный дар был произведён им три года назад: «Вятский детский альбом». Многие фортепианные пьесы из него начинают входить в репертуар школьников. Некоторые из них уже звучали на конкусе им. И.В.Казенина..

В знак благодарности за многие благодеяния В.И.Казенина в октябре 2009 года руководство города присвоило ему звание «Почётный гражданин города Кирова». А на доме, где жила семья Казениных, несколько лет тому назад установлена мемориальная доска в честь главы династии, которая в целом отдала так много желаний, энергии, таланта для процветания русского регионального музыкального пространства.

Преподаватель Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина, Заслуженный работник культуры России, кандидат искусствоведения А.Н.Захваткин

Комментарии запрещены.