От Бетховена – до XX века

Пианист Владимир Шапошников нередко выступает с сольными концертными программами в различных аудиториях. Его можно услышать в Артсалоне областной научной библиотеки им. Герцена, в зале Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина. В этот раз его сольный концерт прошел в зале Вятской филармонии. К большому сожалению, на концерте присутствовало очень мало слушателей, аудитория была почти пустой. Среди его поклонников были студенты фортепианного отделения колледжа, любители музыки и даже дети.

Владимир Юрьевич Шапошников закончил музыкальное училище в г. Кирове по классу фортепиано (преподаватель — Л.В..Флейшман). В 1971-1975 гг. учился в Ленинградской консерватории у профессора В. Нильсена. Это пианист-исполнитель со своей индивидуальностью, он активно концертирует в Кирове, выступал в Санкт-Петербурге, Таллине. Вот уже много лет он работает в колледже и за это время воспитал большое количество учеников. Влияние ленинградской школы отразилось на предпочтениях маэстро. В его репертуаре всегда присутствуют произведения клавесиннистов Ж. Рамо, Ф. Куперна, Д. Скарлатти, немецкого композитора И. С. Баха, сонаты венских классиков В. А. Моцарта и Л. Бетховена, конечно же, композиторов-романтиков Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Брамса. Он обращается и к русским композиторам, среди них П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев. Особое значение для пианиста имеют произведения импрессионистов – К. Дебюсси и М. Равеля, к которым он относится с особой любовью, теплотой и интересом. В концертной программе 27 января были заявлены сонаты Л. ван Бетховена и пьесы К. Дебюсси.

Концерт открылся вступительным словом музыковеда Елены Преснецовой, которая представила   концертную программу. Первым номером прозвучала соната №3 Л.Бетховена C-dur в четырех частях. Как только пианист коснулся клавиш, зал замер. Все части сонаты были исполнены безупречно, все динамические оттенки, контрасты переданы восхитительно. Нужно отметить, что Владимир Шапошников, в отличие от многих пианистов, очень сдержан в своих эмоциях, жестах и других внешних проявлениях, а все самое интересное происходит в музыке. Он  настолько погружается в процесс исполнения, что это абсолютно завораживает,  увлекает, заставляет слушать. А как звучат трели в его исполнении! Они очень легкие, полетные и при этом ясные. Мне, как человеку не очень хорошо умеющему играть на фортепиано, было интересно наблюдать за пластикой его рук. Владимир Юрьевич, словно волшебник, пленял своей игрой, в зале стояла полная тишина, все слушали очень внимательно. Соната была исполнена на одном дыхании, только между частями он делал маленький вдох и галантно поправлял пиджак. Очень порадовал тот момент, что слушатели не хлопали между частями, значит, на концерт пришли истинные ценители музыки.

Вслед за третьей сонатой Л. Бетховена прозвучала соната №14 cis-moll, более известная слушателям как «Лунная». Как глубоко и  тонко была прочувствована исполнителем лирико-драматическая природа этого произведения! Игра В.Шапошникова очень выразительна, каждый звук, мотив, пассаж, аккорды были проинтонированы, прочувствованы, доходили до глубины  души. Я совсем не заметила, как закончилась музыка, а на сцену вышла ведущая и объявила об окончании первого отделения.

После перерыва вновь зазвучала прекрасная музыка. Во втором отделении пианист исполнил произведения  французского композитора Клода Дебюсси: прелюдии «Дельфийские танцовщицы», «Девушка с волосами цвета льна», «Ворота Альгамбры», «Затонувший собор». Прелюдии были сыграны великолепно, образная сфера каждой точно передана, стиль композитора прочувствован во всех деталях. Мне очень понравилась прелюдия «Затонувший собор», настолько глубоко был исполнен каждый мотив, что мне казалось, как будто я нахожусь не в концертном зале, а совершенно  в ином мире. Далее прозвучали еще несколько пьес Дебюсси: «Арабеска», «Лунный свет», «Очень медленный вальс» и «Остров радости», которые были исполнены  не менее ярко и отточенно.

Зал поблагодарил  Владимира Юрьевича бурными аплодисментами. В ответ пианист приготовил приятный сюрприз. Он сел за рояль и объявил: «Скрябин Поэма Fis-dur». Это было неожиданно. Вслед за Скрябиным прозвучали Мазурка a-moll, Вальс Des-dur и cis-moll Ф. Шопена. Какое бы произведение не исполнял В. Шапошников, это всегда было интересно, безупречно в техническом отношении, отточено в плане стиля и динамики, ярко и эмоционально в образной сфере. Концерт прошел изумительно, на одном дыхании. Побывав впервые на концерте этого замечательного пианиста, я тоже стала его горячей поклонницей.

Татьяна Фуфачева,
студентка IV курса отделения «Теория музыки»

Комментарии запрещены.