«Люблю сцену, аплодисменты больше, чем деньги»

Творческий портрет Николая Александровича Кононова.

Николай Александрович Кононов – музыкант с большой буквы. Великолепный талантливый исполнитель и гениальный импровизатор, замечательный педагог. Всегда открыт и доброжелателен. Приятен в общении как с коллегами – музыкантами, так и студентами. Очень трудолюбив. Несмотря на разность возрастных и профессиональных положений, Николай Александрович мой давний друг,  мне давно хотелось рассказать о нем.

Николай Александрович Кононов родился 18 октября 1971 года в городе Омутнинске Кировской области. Его родители – инженеры по образованию – по распределению попали на металлургический завод. Когда ему исполнилось три года, он вместе с родителями переехал на родину отца в город Советск.

Николай Кононов попал в музыку случайно. Его отец, будучи ребенком, хотел играть на баяне. Но из-за отсутствия финансовых средств в семье, не смог учиться в музыкальной школе, поэтому решил воплотить детскую мечту, как это часто бывает, на своем ребенке. Коля сопротивлялся, но все же настойчивость и упорство родителей сделало свое дело. Успешно сдав вступительные экзамены, Николай Кононов был зачислен в музыкальную школу по классу баяна к молодому преподавателю, фанатично преданному своему инструменту, Т. И. Сафроновой.

     Преподаватель по специальности была, несомненно, авторитетом для ребенка и его родителей. Мама и папа восхищались талантом педагога и прислушивались ко всем ее рекомендациям по поводу музыкального воспитания своего ребенка. Коля не пропускал ни одного занятия без уважительной причины. Даже будучи больным, мама, закутывая в теплые вещи, водила ребенка в музыкальную школу, выполняя все требования учительницы.

Во втором классе музыкант участвовал в областном конкурсе, заняв третье место.  Татьяна Ивановна заметила в своем ученике талант, абсолютный слух, способность заниматься на инструменте, поэтому с третьего класса ставила пять занятий в неделю по специальности (что вряд ли педагогично, но оставим это за кадром). Но это еще не все. После занятий преподаватель сажала ребенка в отдельный кабинет и заставляла заниматься до конца ее рабочего дня, потому что дома не было выборного баяна.

Свободного времени у Коли не было. Учеба в  школе, занятия до позднего вечера в музыкалке не давали расслабиться. Все детство было посвящено только баяну.  И так продолжалось пять лет. После успешной сдачи экзаменов родители решили, чтобы Николай продолжил музыкальное образование.

В 1986 году после окончания восьмого класса Николай Кононов поступает в музыкальное училище в класс выпускника ассистентуры – стажировки  Нижегородской государственной консерватории В. Г. Боева.

Николай был счастлив, что попал именно к этому преподавателю, потому что Владимир Григорьевич — талантливый исполнитель, педагог, он методически подходил к индивидуальному обучению каждого ученика. Преподаватель всегда мог позитивно мотивировать ученика, настроить на цель. Владимир Григорьевич помог Кононову избавиться от неправильной постановки правой руки, так как рука сильно зажималась. (Отголоски заболевания руки следует искать в прошлом — педагог в музыкальной школе заставляла по двадцать раз без остановки подряд играть гаммы – что еще раз оставим за кадром).   

В классе В.Г. Боева, по признанию его студентов, всегда хотелось заниматься, все замечания были по существу, все объяснялось ясно, понятно.

Годы обучения в училище ознаменовались для Николая участием во Всесоюзных конкурсах и фестивалях, так, например,  конкурс «Сурская весна», проходившего в городе Пенза. На 4 курсе молодой музыкант участвовал во Всесоюзном конкурсе в Горьком и занял II место и по признанию его наставника В. Г. Боева, это  выступление было лучшим в его творческой биографии.

После успешного окончания училища в 1990 году, Николай Кононов поступает в Горьковскую консерваторию. Здесь профессиональный след в карьере оставил преподаватель по специальности, профессор В.И. Голубничий. Это уникальная,  талантливая личность, которую,  по признанию Кононова, можно долго и упорно изучать.

Будучи студентом консерватории,  Кононов разучил «Десять пьес» известного композитора и профессора Московской консерватории Н. Я. Чайкина. Волею судьбы Николаю Александровичу удалось «вживую» сыграть эти пьесы автору. Чайкина это исполнение до глубины души тронуло, и он, в свою очередь, предложил записать эту музыку на радио.

Есть и в музыкальной жизни Кононова несколько интересных фактов. Так, после окончания училища, по настоянию В. Г. Боева, он поступал в Московскую консерваторию к профессору Вячеславу Семенову, но из-за огромного наплыва абитуриентов конкурса не выдержал, но Николай Александрович не жалеет о случившемся. Встречи и занятия с Семеновым оставили яркий след в его творческой биографии.

В 1994 году, после  окончания 4 курса консерватории, теперь уже директор Кировского училища искусств В. Г. Боев приглашает Кононова на работу в  колледж. Спустя 20 лет Кононов признался, что, хотя были и другие планы на жизнь, не жалеет о своем выборе.  Последний  курс  учебы приходилось совмещать с работой.  Было очень тяжело, так как после рабочего дня приходилось заниматься по шесть часов, чтобы достойно держать государственный экзамен. И так каждый день. Но музыкант справился. Желание достичь поставленной цели было превыше всего.

 Вот уже 23 года Н. А. Кононов является ведущим преподавателем колледжа. За годы работы он выпустил немало талантливых студентов. Среди них – лауреат всероссийских и международных конкурсов, выпускник Нижегородской консерватории, преподаватель Первой детской музыкальной школы – Алексей Абашев. В общении со студентами Николай Александрович старается быть другом. Занятия проходят исключительно в дружелюбной атмосфере. На сегодняшний день у Николая Александровича четыре студента по специальности. Среди них два выпускника (А. Опарина и И. Есипов).

В 2000 году А. Н. Чубаров приглашает Кононова в городской филармонический народный оркестр на должность первого баяниста. Музыкант с удовольствием принимает это приглашение, и вот уже 17 лет Николай Александрович трудится в этом замечательном коллективе под управлением талантливого дирижера. За эти годы оркестр  из любительского превратился в профессиональный. Николай Кононов является флагманом коллектива. Баянист постоянно выступает в качестве солиста, учит долго и упорно новые концертные программы. И, самое главное, ему это нравится:

«Я обожаю сцену, аплодисменты, больше, чем деньги. Хочу на сцену» — признается музыкант.

Кроме участия в оркестре народных инструментов, Николай Александрович иногда музицирует с М. У. Шустовым. Этот прекрасный  дуэт «баян – балалайка» всегда является украшением любой концертной программы.

Хобби Кононова – рыбалка. Он, можно сказать, заядлый рыболов. Свою первую удочку купил в юношестве. Для музыканта увлекателен сам процесс, его вдохновляет  тишина, спокойствие, своего рода полутуристическая романтика.  Самый большой улов на один крючок – 12,5 кг.

Зная увлеченность Кононова рыбалкой, студенты его класса подарили ему большой бур, вероятно, со смыслом: пусть увеличиваются не только килограммы рыбного улова, но и творческий потенциал замечательного музыканта.

 Павел Самойловских, студент IV курса отделения «Теория музыки»

Комментарии запрещены.