Let it be…

Как театр начинается с вешалки, так и любой концерт (или, в данном случае, творческий вечер) начинается с афиши. Внимательно рассмотрев и даже в некоторой степени проанализировав афишу, можно довольно точно сказать, что именно мы вправе ожидать от программы на этот вечер. Белое лаконичное текстовое оформление на чёрном фоне говорит о серьёзности намерений автора. Это означает, что на вечере, скорее всего, прозвучит новая, выстраданная композитором музыка. Афиша как будто даёт время настроиться на восприятие Истины в звуках…

Но, два слова «Творческий вечер» тут же снимают часть напряжения, которое успело накопиться от контрастного, формально определённого текста. Ещё часть напряжения снимает фотография композитора в образе… композитора. И вовсе снимает всё напряжение заметка «Вход свободный». А это значит, что даже если что-то не понравится — держать вас тут никто не будет… То, что нужно!

Придя в зал в нужное время и устроившись поудобнее в кресле (насколько этого позволяют махрово-деревянные кресла зала нашего любимого колледжа), я рассматривал публику, которая пришла на серьёзный концерт и готовилась после этого вечера стать как минимум в два, а то и в три раза культурнее. Тот, кто не хотел — пусть первый бросит в меня камень! А первым камень бросил сам главный герой вечера. Камень летел не только в меня, но и во всех моих коллег: прозвучала долгая, нарочито монотонная речь композитора в образе… музыковеда. Опытная конферансье Наталья Россохина пыталась поправить композитора-музыковеда, что, в конце концов, окончилось фразой: «Если вы так хорошо знаете творчество Станислава Хусаинова, то сами концерт и ведите!». Вот с такой импровизированной пикировки музыковедов и начался полный игры, живительной силы и местами едкой иронии музыкальный вечер.

Первые два номера были направлены на установление связи между русскими и западными музыкальными инструментами: «Сказки вятского леса». Вятско-венский инструментарий пьесы выглядел весьма эффектно, звучал настолько по-детски выразительно, что почему-то захотелось «обратиться к творчеству»  Уолта Диснея. Исполнил пьесы состав совсем юных музыкантов под руководством Александра Грекова.

Запомнить многие номера помогала смена состава музыкантов, которая порой требовала продолжительного времени. Одним из ярчайших номеров была кантата для хора и органа «Времена года». Первая пьеса цикла завершалась аккордом, будто наполненным светом. Философский речитатив «Зимы» был полон пафоса. В целом, цикл получился довольно значительным по масштабу и многогранности образа. Но, впрочем, не стоит вынуждать композитора вновь бросаться камнями.

Инструментальный и хоровой составы отзвучали, так же прозвучал ряд камерных вокальных пьес в исполнении Натальи Пичуриной (сопрано) и Ильи Ризаева (фортепиано). Это были романсы о любви. После страстного их исполнения казалось, что ещё одно произнесённое слово «любовь» вызовет разряды молний в зале – настолько воздух был наэлектризован.

После исполнения вокальных номеров стало ясно, что музыка актуальна (подождите искать очередной камень): актуальна в том смысле, что мы услышали не авторитет музыки прошлых лет, а сиюминутную, отражённую в звуках, быль.

Несомненно, творчеству группы «Beatles» оказались посвящены целых два номера, ради которых на сцену пришлось водрузить целый оркестр народных инструментов под управлением Александра Чубарова. Мы услышали очередную попытку подружить русскую музыку и музыку западную (но теперь уже эстрадную). «Жучки на завалинке» и «Барыня-блюз»: в музыке сплелись воедино русский задор и заморский «драйв»!

После того, как гармонисты сыграли последний блюзовый аккорд, стоило бы приглушить свет, выставить столики… Ведь началось выступление группы Jazz Mansard — своё самое любимое автор вечера оставил на десерт. Всем любителям кельтской и околокельтской (ирландской, английской…) культуры были исполнены джазовые переложения очень старых песен (XII — XIII века нашей эры). Это выступление достойно отдельной рецензии, так как жанр, в котором работает группа – иной. Музыка более популярна (отчего некоторые неистовые любители чистой музыки не в восторге), владение языками и история других культур или хотя бы отдалённое их представление — это пока непопулярно (даже среди тех любителей чистой музыки).

Тем не менее, стоит отметить, что для кировских площадок программа «Иной север» уникальна: она выделяется из множества других местных эстрадных проектов довольно учёными интересами, но и от академической музыки, естественно, её отделяет огромная пропасть, так как в главная «фишка» программы и (да и всего концерта в целом) — это удовольствие от музыки, что и является залогом успеха.

Артём Целоусов
IV ТО

Комментарии запрещены.